ЗВЕРЬ С ДВУМЯ СПИНАМИ

Раннее средневековье – самое неподходящий исторический период для нормальных человеческих радостей. Зверь с двумя спинами — образ лежащих друг на друге мужчины и женщины вызывал у фанатичных церковников неописуемую ярость.

«Я пришел сообщить вам, сударь, что ваша дочь в настоящую минуту складывает с мавром зверя с двумя спинами». У.Шекспир. Отелло.

 

В полной мере это относится к Августину Блаженному (354-430) – «первому современному человеку», как его иногда называют. Центральное место в его трудах занимает понятие первородного греха и его искупления, поиска путей преодоления греховности. Августин видел их в абсолютном воздержании, ограничении целей брака рождением детей, сознательном подавлении похоти и т.п.

Сандро Боттичелли. Святой Августин Блаженный в молитвенном созерцании. Фреска.
Сандро Боттичелли. Святой Августин Блаженный в молитвенном созерцании. Фреска.

Вплоть до XII в. подобные взгляды оставались главенствующими в Европе. Иустин-мученик искренне недоумевал, почему супруги позволяют себе плотские наслаждения. Григорий Нисский утверждал, что если бы Адам в раю не отступил от Бога, то брака никогда бы не было и размножение людей совершалось бы другим, более достойным способом. Блаженный Иероним Стридонский оправдывал брак «только потому, что от него рождаются девственники». «Цель святого, — писал он, — порубать лес брака топором девственности». Эти проповеди находили отклик в реальной жизни. Святая Мелания отказалась от близости с мужем; святые Авраам и Алексей покинули супружеское ложе в первую брачную ночь; святой Аммон отверг домогательства полюбившей его женщины. Согласно летописным свидетельствам, английский король Эдуард Исповедник (ок. 1003 — 1066) и король Астурии Альфонсо II (ок. 765 — 42) соблюдали целомудрие в браке.

Иеронимус Босх. Сад земных наслаждений (фрагмент)
Иеронимус Босх. Сад земных наслаждений (фрагмент)

Согласно Библии, главной виновницей грехопадения человека являлась женщина. Именно она, по наущению коварного змея, уговорила Адама вкусить запретный плод. Нарушение заповеди Господа закончилось изгнанием из рая и проклятьем всего рода человеческого. Женщина навек превратилась в символ греховного соблазна и искушения.

Читайте также  ИСТОРИЯ ПЛЯЖА. ч.1. КУПАЛЬНЫЕ МАШИНЫ.
Густав Климт. Юдифь I. 1901
Густав Климт. Юдифь I. 1901

Еще в I в. н.э. древнеримский врач Клавдий Гален утверждал: «Оmne animal post coitum triste, praeter mulierem et gallum» («Каждое животное после коитуса грустит, кроме женщины и петуха»). Откуда он это взял, неизвестно. Неужели, проводил соответствующие эксперименты с женщинами? Или с петухами? Так или иначе, авторитетному эксперту не откажешь в наблюдательности.

Мужчине же традиционно отводилась роль несчастной пассивной жертвы. Он, конечно, также не безгрешен, но всего лишь по причине слабости духа, невозможности устоять перед дьявольской похотью. Женолюбие, женобесие осуждаются христианской моралью, но не относятся к числу смертных грехов.

Одно в нем не нравилось товарищам — какое-то преувеличенное, экзотическое женолюбие”. А.Куприн. Яма.

Женолюб (женолюбец) — то же, что бабник.

Женолюбом может быть кто угодно…” И.Бродский. Письмо Горацию.

Женолюбивый (-ая; -ое) – обладающий свойствами женолюбия.

Пушкин был до того женолюбив, что, будучи еще 15 или 16 лет, от одного прикосновения к руке танцующей во время лицейских балов взор его пылал, и он пыхтел, сопел, как ретивый конь среди молодого табуна”. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники.

“…похотливость, плотская страсть, непомерное женолюбие, иногда по болезненному состоянию”. В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.

«Да ты сам вспомни, Андрей, сколько хороших людей пострадало в жизни от этого проклятого бабьего семени! Не счесть! Сколько из-за них растрат, сколько через них пьяниц образовалось, сколько выговоров по партийной линии хорошим ребятам за них повлепили, сколь из-за них народу по тюрьмам сидит — одна кошмарная жуткость!» М.Шолохов. Поднятая целина

\