МОЛОТ ВЕДЬМ
На протяжении нескольких столетий вся центральная и северная Европа была охвачена небывалым религиозно-сексуальным экстазом. Его основу составляла непоколебимая вера в демонов и ересь, а его жертвой суждено было стать женщине — олицетворению искушения и ведьмовства. Во все времена женщины прибегали к заговорам и заклинаниям, хранили рецепты ядов и приворотных напитков.
Первохристианские проповедники хорошо запомнили обвинения, которые выдвигались в свое время против них самих. Теперь они обратили эти доводы на своих бывших гонителей: языческие обряды кощунственны, сектанты предаются разврату и поклоняются гениталиям дьявола. Под разборку попала секта мессалийцев (евхетов), живших в Антиохии, на территории современной Сирии и Турции. Епифаний Кипрский сообщает, что они поклонялись сатане, и поэтому называет их сатанианцами. По утверждению византийского монаха Михаил Пселла, сатанианцы сохранились вплоть до XI в. Во время оргий к ним будто бы являлись демоны, и сектанты совершали отвратительные акты — от пожирания экскрементов до жертвоприношения детей. Еретики манихеи обвинялись в принуждении своих женщин к культовой проституции. Испанца Присциллиануса осудили в 385 г. за то, что он, якобы, возносит молитвы в сообществе с обнаженными развратными девушками.
Хотя внешне гонения были направлены против «князя тьмы», по существу они отражали борение аскетического и плотского начал. Слепое религиозное неистовство было буквально пронизано эротическим духом.
Попытки обвинить женщин в связи с дьяволом постоянно звучали и раньше: женщина-демон Эмпуза у греков, первая жена Адама Лилит и др. Крестовые походы и знакомство с древним восточным фольклором добавили новых красок представлениям о демонах, джиннах и феях.
Влиятельные ученые мужи ни на минуту не сомневались, что женщина может вступить в договор с дьяволом в обмен на колдовские чары. Так, богослов и философ Августин вполне допускал возможность «смешения демонов с людьми». Один из выдающихся мыслителей средневековой Европы Фома Аквинский также приложил руку к этим теориям.
По представлениям схоластов, антихрист появляется перед посвященными под разными видами, чаще в образе получеловека-полукозла, восседающего на эбеновом позолоченном троне. На голове у него имеются маленькие рожки, вокруг лба разливается лунный свет, ноги с копытцами обвиваются чешуйчатым хвостом, увенчанным фаллосом. Ритуал шабаша оскорбительно пародирует католическую мессу: отречение от Христа и Девы Марии, целование половых органов и т. п. Затем сатана исповедует своих сторонников, налагает эпитимии, говорит проповедь и причащает собравшихся гнусным зельем. После трапезы начинается всеобщий блуд, причем сатана заменяет мужчинам женщину, а женщинам — мужчину. Насладив плоть, сатана сжигает свой образ, ведьмы собирают оставшуюся золу, обладающую колдовской силой, и нечисть разлетается прочь.
Сомневающихся и отступников ожидало суровое наказание. Первую еретичку сожгли на костре в конце XIII в. Затем репрессии приняли грандиозный масштаб.
В 1484 г. папа Иннокентий VIII дал двум монахам-доминиканцам, «возлюбленным сынам нашим», профессорам богословия и следователям инквизиционного трибунала в Верхней Германии Генриху Инститору и Якову Шпренгеру, неограниченные полномочия по сыску и наказанию лиц обоего пола, которые, отрекаясь от католической веры, «распутничают с демонами, инкубами и суккубами и своими нашептываниями, чарованиями, заклинаниями и другими безбожными, суеверными, порочными, преступными деяниями губят и изводят младенцев во чреве матери, зачатия животных, урожай на полях, виноград на лозах и плоды на деревьях, равно как самих мужчин и женщин, домашнюю скотину и вообще всяких животных, а также виноградники, сады, луга, пастбища, нивы, хлеба и все земные произрастания».
Кроме неустанных практических трудов на ниве подавления инакомыслия, почтенные доминиканцы написали страшный «Молот ведьм» («Malleus Maleficarum», 1486), самый яркий документ религиозного мракобесия, книгу, которая содержит систематическое описание всех преступлений, приписываемых несчастным жертвам фанатизма. Авторы утверждали, например, что самые опасные из ведьм — это повивальные бабки, они производят плодоизгнание и приносят детей в жертву демонам. Ведьмы обвинялись даже в поедании собственных детей: в 1484 г. сожгли 41 ведьму за это преступление. «Я знал, — писал Я.Шпренгер, — одну старуху, которая околдовала трех аббатов и довела их до смерти; она попалась в руки правосудия в то время, когда хотела сделать то же самое с четвертым».
Только на рубеже XV-XVI в.в. «Молот ведьм» переиздавался тринадцать раз и долгое время служил официальным руководством для массовых ведьмовских процессов.
В трактате «Молот ведьм» со знанием дела описана модель передачи ереси от инкуба (от лат. incub – лежащий сверху) к суккубу (лат. succub – лежащий под): «Инкуб может принимать и мужское, и женское обличье, иногда он появляется как мужчина в самом расцвете сил, иногда как сатир; перед женщиной, которая известна как ведьма, он обычно принимает образ похотливого козла». Инкубы могли вселиться в тело другого человека или даже в оболочку трупа. Отличались необыкновенным сладострастием, высасывали семя мужчин, а затем оплодотворяли им женщин. Суккубы являлись в эротических сновидениях и высасывали жизненные силы своих партнеров.
Попавшего под подозрение прежде всего подвергали «испытанию водой»: если он не тонул, то признавался виновным; если же шел ко дну, то посмертно признавался невинным. Далее следовало «испытание иглой»: жертву раздевали донага, сбривали все волосы и начинали искать «ведьмовской знак» в виде родимого пятна или бородавки. Если он находился, протыкали знак иглой. Отсутствие крови, безусловно, доказывало сатанинскую сущность подозреваемого, если же кровь все-таки шла, то это приписывалось козням дьявола, который пытается спасти своего слугу. Шансов уцелеть практически не было. Пытки начинались стандартной формулой: «Ты будешь пытана до тех пор, пока сквозь тебя не будет просвечивать солнце!» и продолжались до тех пор, пока не добивались нужного ответа.
Костры инквизиции дымились в Европе несколько столетий. Количество жертв не поддается учету, зачастую еретиков казнили целыми группами. По сохранившимся воспоминаниям, столбы, на которых корчились несчастные, напоминали обгоревший лес. Даже выступления Мартина Лютера и других деятелей Реформации мало что изменили в этом отношении. Зловещие костры потухли только в конце XVIII в., а последняя ведьма была осуждена в 1807 г. в Испании.