
ВИНО И МУЖЧИНЫ – АТМОСФЕРА ЛА ГУЛЮ
Знаменитая танцовщица канкана Ла Гулю (La Goulue) родилась 13 июля 1866 в пригороде Парижа Клиши-ла-Гаренн.
В 1883 попалась на глаза признанному живописцу Огюсту Ренуару и позировала ему для картины «La danse a la ville».
По рекомендации журналиста Шарля Дестека брала уроки танцев у хореографа Селесты Мокадор. За деньги охотно снималась обнаженной в студии фотографа Ашиля Дельме.
Постепенно к пробивной деревенской девушке пришло признание. В 1889 она получила приглашение владельцев кабаре “Мулен Руж” Ш.Зидлера и Ж.Оллера. Канкан в ее исполнении вызывал бешеный восторг разношерстной парижской публики. Во время танца щедро демонстрировала нижние юбки и кружевные панталоны. Другим ее фирменным приемом было сбивание шляпы с головы кавалера высоко задранной ногой. Имела привычку без спроса присаживаться к столикам посетителей и выпивать за чужой счет, за что и получила прозвище Ла Гулю (франц. жадина; обжора).
А. де Тулуз-Лотрек. Ла Гулю с двумя подругами в «Мулен Руж». 1892
Вместе с исполнительницей французской кадрили Гриль д’Эгу Ла Гулю выступала на сценах «Moulin de la galette», «l’Élysée-Montmartre», кафе «Closerie Des Lilas» и др.
Ее постоянным партнером был сын адвоката, бывший виноторговец Жак Реноден, прозванный Валентин Бескостный за поразительную гибкость суставов.
В 1893 Ла Гулю выступала на открытии знаменитого зала «Олимпия». Вплоть до 1895 она являлась одной из самых высокооплачиваемых артисток кабаре.
На пике славы Ла Гулю решила уйти из “Мулен Руж” и открыть собственное заведение. По ее заказу ее друг художник Анри де Тулуз-Лотрек создал декоративные панели для небольшого ярмарочного павильончика. В нем Ла Гулю выступала с исполнением восточных танцев.
Однако, это начинание не имело успеха и принесло значительные финансовые убытки. В декабре 1895 Ла Гулю родила внебрачного ребенка, которого назвали Симон-Виктор. Отец мальчика остался неизвестен, хотя сама Ла Гулю утверждала, что он был князем.
10 мая 1900 заметно утратившая былую привлекательность Ла Гулю вышла замуж за дрессировщика и фокусника Жозефа Дрокслера. Выступала вместе с ним на арене цирка. В январе 1904 прямо во время представления на супругов набросился лев.
После драматического инцидента Ла Гулю отказалась от цирковой карьеры и попыталась вернуться на сцену. Однако, судьба больше не благоволила к ней. Ее муж погиб в окопах Первой мировой войны, в 1923 в возрасте двадцати восьми лет умер сын Симон-Виктор. Ла Гулю сильно бедствовала, злоупотребляла алкоголем и все ниже опускалась по социальной лестнице. В 1928 она вернулась на Монмартр, где начиналась ее блестящая карьера. Теперь она торговала каштанами и сигаретами неподалеку от площади Пигаль.
Обрюзгшая и полубольная Ла Гулю умерла почти в полной нищете 30 января 1929. По рассказам, священник, совершавший обряд отпевания, не узнал в ней любимицу парижской богемы и музу А.Тулуз-Лотрека. Первоначально Ла Гулю была похоронена на пригородном кладбище в Пантене. Стараниями почитателей в 1992 ее прах перезахоронен на кладбище Монмартра.
Образ Ла Гулю встречается практически во всех документальных и биографических произведениях, посвященных А.Тулуз-Лотреку. Отечественному читателю наиболее известен роман Анри Перрюшо «Жизнь Тулуз-Лотрека». В беллетризованной форме судьба Ла Гулю отразилась в романах Evane Hanska «La Romance de la Goulue». 1990; Renée Bonneau «Danse macabre au Moulin Rouge». Paris, 2007 и др.