КАНКАН! КАНКАН! КАНКАН!
Как отмечал еще в середине XIX века великий русский сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин: «По обыкновению, больше всего достается тут Франции, которая, как известно, выдумала две вещи: ширину взглядов и канкан».
Так что же это такое, канкан? Согласно словарю — бальный танец музыкального размера 2/4. И это все? А где же атмосфера искусительного соблазна, возбуждающей чувственности и даже порока? Нет, классического определения явно недостаточно. Чтобы по достоинству оценить канкан, нужно обратиться к его истории. Все начиналось с французской кадрили, которая была известная в рабочих кварталах Парижа с середины 1830-ых. На публичных балах характерные элементы типа шпагата и энергичных взмахов ногами впервые продемонстрировал парижский акробат и танцор Шарль Мазурье (Charles Mazurier). Кстати, на первых порах мужчины принимали участие в танце наравне с женщинами. Позднее женщины полностью вытеснили представителей сильного пола. Сам танец приобрел еще более энергичный и откровенный характер. Среди поклонников он был известен также как шаху (франц. chahut; букв. «бедлам»; «гвалт»).
Жорж Сера. Канкан
Аристократическая публика поначалу относилась к канкану презрительно, считая его низкопробным развлечением. Публичное исполнение канкана наказывалось денежным штрафом. Но, постепенно ситуация менялась. Трудно было устоять перед зажигательной энергетикой этого танца. В конце 1880-ых арсенал канкана обогатился новыми трюками: прыжками через голову, высоким вскидыванием юбок, демонстрацией ажурного белья, чулок и подвязок.
На сцене “Мулен Руж” и других парижских кабаре блистали звезды канкана: Ла Гулю (La Goulue), Гриль д’Эгу (Grille d’Egout), Жанна Авриль (Jane Avril), Рэйон д’Ор (Rayon D’Or), Ригольбош (Rigolboche), Кри-Кри (Cri-Cri), Сахаре (Saharet), Нини-Пат-ан-л’Эр (Nini Patte-en-l’air) и др.
Вся последующая история канкана тесно связана именно с парижским кабаре «Мулен Руж». В 1889 году в Париже открылась Всемирная выставка, тогда же было закончено строительство Эйфелевой башни. Город наводнился богатыми иностранцами, которые жаждали развлечений. «Мулен Руж» был к их услугам. В начале XX в. франц. хореограф Пьер Сандрини (Pierre Sandrini) поставил кордебалет танцовщиц в ряд, добавил саунд-трек в виде женского визга и смеха.
Публика неистовствовала и швыряла на сцену туго набитые кошельки. Исполнительницы вовсю провоцировали посетителей, усаживались к ним на колени и ловким ударом ноги сбивали у них с головы шляпы.
Канкан превратился в визитную карточку Монмартра и начал свое победное шествие по всему миру. Музыку для канкана писали многие композиторы: галоп Жака Оффенбаха из оперетты «Орфей в аду» (1858), оперетта Франца Легара «Веселая вдова» (1905), мюзикл Кола Портера «Кан-Кан» (1954) с участием Френка Синатры и Ширли Мак Лейн и др.
Некоторые ассоциации с канканом присутствуют даже в знаменитом «Танце с саблями» Арама Хачатуряна. Канкан многократно отражен на картинах и плакатах Анри де Тулуз-Лотрека, Жоржа Сёра, Жоржа Руо, Пабло Пикассо и др. В кино: фильмы Г.Якоби «Девушка моей мечты» (1944), Ж.Ренуара «Французский канкан» (1954) и др.