АНИТА БЕРБЕР. АЛАЯ ДЕВКА БЕРЛИНА.

Анита Бербер (Berber Anita) (1899-1928), немецкая танцовщица и актриса немого кино.

Родилась 10 июня 1899 в Лейпциге в семье скрипача Феликса Бербера и его жены, кафешантанной певицы Люси Бербер. Занималась актерским мастерством с Марией Моисси, танцами с Ритой Сакетто, брала уроки ритмичной гимнастики у швейцарского композитора Эмиля Жака-Далькроза. В 1916 дебютировала в берлинских кабаре “Apollo Theater” и “Wintergarten”. Произвела фурор исполнением т.н “Корейского танца”, поставленного балетмейстером Пирелли.

 
Австрийский скульптор Константин Хольцер-Дефанти создал скульптурные изображения А.Бербер в костюмах кореянки и Пьеретты.

Как правило, все выступления А.Бербер сопровождались скандалами. Одной из первых в Европе она появилась на сцене с обнаженной грудью. 

Ее фирменным знаком стал подчеркнутый эротизм, обведенные угольной тушью глаза, нарисованный яркой помадой рот. Очень скоро А.Бербер превратилась в знаковую фигуру тогдашней артистической богемы.

Между 1918 и 1925 А.Бербер совершила гастрольную поездку в Швейцарию, Венгрию и Австрию, снялась более чем в 20 немых кинофильмах, в т.ч. в триллере Рихарда Освальда “Зловещие истории” (“Unheimliche Geschichten”, 1919). Наиболее известные фильмы с участием А.Бербер: „Das Tagebuch einer Verlorenen“, 1918; „Anders als die Andern“, 1919; «Lucrezia Borgia“, 1922. Огромным успехом пользовались ее хореографические номера на музыку К.Дебюсси, Й.Штрауса, Л.Делиба и К.Сен-Санса.

 
 
 
А.Бербер исполнила танцевальный номер в знаменитом фильме Фрица Ланга “Доктор Мабузе игрок” (“Dr. Mabuse der Spieler”, 1922).


В 1919 А.Бербер вышла замуж за барона Эберхарда фон Натусиуса (Eberhard von Nathusius, 1895-1942), отставного офицера и коллекционера-любителя. Брак во многом носил формальный характер и остался бездетным.

А.Бербер никогда не скрывала своей бисексуальности. В 1922 она ушла от мужа к своей подруге Сузи Вановски (Susi Wanowsky).

Одновременно с Марлен Дитрих, ввела в моду ношение мужского смокинга и монокля. Женский журнал “Die Dame and Elegante Welte” охотно публиковал фотографии, которые подчеркивали особенности ее “мальчишеского телосложения и необычайную стройность”.

В ноябре 1922 на сцене Венского концертного зала состоялась премьера хореографического спектакля “Танцы порока, ужаса и экстаза” («Tänze des Lasters, des Grauens und der Ekstase»). Партнером А.Бербер выступил немецкий танцовщик Себастьян Дросте (Sebastian Droste, 1892-1927). Названия номеров производили шокирующее впечатление: Сумасшедщий домМорфийНочь Борджиа и т.п.

Читайте также  ОДНО НЕЛОВКОЕ ДВИЖЕНИЕ...

 
 
 
Во время выступлений публика неоднократно приходила в неистовство и крушила кресла. По настоянию полиции А.Бербер вынуждена была покинуть Вену. На волне громкого скандала, она опубликовала одноименную книгу своих рисунков, стихотворений и фотографий.

Зимой 1923 в Будапеште А.Бербер официально вышла замуж за С.Дросте.

Оба супруга злоупотребляли наркотиками и алкоголем, вели беспорядочную половую жизнь. В июне 1923 С.Дросте похитил украшения жены и бежал за океан. В США работал корреспондентом немецкой газеты “B.Z. am Mittag” в Голливуде, близко общался с Полой Негри и Глорией Свенсон. Спустя несколько лет С.Дросте вернулся в Германию. Умер 27 июня 1927 в Гамбурге.

10 сентября 1924 А.Бербер вышла замуж в третий раз. Ее очередным избранником стал американский танцовщик Генри Шатен-Хоффман (Henri Châtin Hofmann, 1900-1961). Он открыто придерживался гомосексуальной ориентации, поэтому их брак являлся формой социального прикрытия.

 
Пара отправилась в длительные гастроли по городам Германии и Польши. С обновленной программой “Танцы эротики и восторга” А.Бербер выступала на сценах кабаре “Ракета”, “Белая мышь”, “Рампа” и др.

А.Бербер постоянно привлекала всеобщее внимание и становилась героиней бульварной хроники. Появлялась в общественных местах в соболиной накидке, накинутой на голое тело. Держала на руках маленькую обезьянку, демонстративно нюхала кокаин из серебряной бомбоньерки. В 1926 она устроила драку в павильоне “Сест” в Праге и провела ночь в полицейском участке. Ходили слухи, что А.Бербер выпивает бутылку коньяка в день, участвует в групповых оргиях со своей подругой и ее 15-летней дочерью. Жена художника Отто Дикса Марта вспоминала, что А.Бербер не только соглашалась позировать обнаженной, но и продавала свое тело: “Если кто-то обращался к ней, она говорила – двести дойчмарок! Я вовсе не видела в этом ничего страшного. Ведь она должна была как-нибудь зарабатывать деньги”.

Читайте также  ЖИЗНЬ - ЭТО КАБАРЕ...

Вскоре А.Бербер оказалась на грани физического и морального истощения. В 1928 она вместе с Г.Шатен-Хоффманом отправилась в гастрольную поездку по Ближнему Востоку. Однако, здоровье ее было уже полностью подорвано. 13 июня 1928 А.Бербер упала прямо на сцене одного из ночных клубов Дамаска и не смогла продолжить выступление. Врачи диагностировали скоротечный туберкулез, обостренный постоянным употреблением наркотиков. Лишь благодаря помощи друзей, собравших деньги на обратную дорогу, актрисе удалось вернуться на родину.

А.Бербер умерла 10 ноября 1928 в берлинской больнице Крейсберг. Похоронена на кладбище святого Фомы в районе Нейкёльн, Берлин.

Клаус Манн посвятил памяти А.Бербер некролог в журнале «Die Bühne». Художник Отто Дикс в 1925 нарисовал знаменитый портрет А.Бербер, который неофициально называют «Алая девка Берлина». На немецком «девка» («dirne») означает «блудница»,  «шлюха». На картине А.Бербер предстает утомленной роковой женщиной, намного старше своих лет. Картина была куплена городским музеем Нюрнберга. После прихода к власти нацистов, она была объявлена дегенеративной и удалена из экспозиции. В настоящее время полотно можно видеть в музее изобразительных искусств Штутгарта.

Судьба А.Бербер легла в основу фильма режиссера Розы фон Праунхейм (Rosa Von Praunheim) “Анита, порочные танцы” (“Anita, Dances of Vice”, 1987).
 
\