Венецианские куртизанки. 2. Туллия д’Арагона

Туллия Арагонская — одна из самых блестящих женщин итальянского Возрождения. Точные даты рождения и смерти неизвестны. Родилась ок. 1510 в Риме. Ремесло куртизанки передалось ей от матери — Джулии Кампаны, куртизанки из Адрии, городка на северо-востоке Апеннинского полуострова. В документах отцом девочки записан некто Констанцо Палмиери д’Арагона. Скорее всего, он являлся подставным лицом, призванным скрыть имя настоящего отца. Таковым, не без оснований, считался кардинал Луиджи Арагонский, побочный внук неаполитанского короля Фердинанда I. Благодаря его материальной поддержке Туллия получила хорошее домашнее образование, недоступное большинству женщин того времени. С юных лет поражала окружающих своими художественными талантами.

Детские годы Туллия провела в Сиене и вернулась в Рим в июне 1526. В восемнадцатилетнем возрасте она уже имела множество восторженных поклонников. И это несмотря на то, что ее внешность не соответствовала тогдашним стандартам красоты. По воспоминаниям современников, Туллия была худощава, высокого роста, с большим ртом и крючковатым носом. Относительные внешние недостатки она с лихвой компенсировала интеллектом и умением поддержать любую беседу. Знакомства и общения с молоденькой девушкой добивались многие влиятельные особы. В 1528 она впервые посетила Венецию; в 1529 участвовала в переговорах папы Клемента VII с императором Священной Римской империи Карлом V в Болонье.

В 1531 Туллия вернулась в Рим. Здесь началось ее триумфальное восхождение к вершинам славы. Находилась на содержании богатого флорентийского банкира Филиппо Строцци, которого отбила у своей соперницы и постоянной конкурентки Камиллы Пизано. Ф.Строцци настолько доверял деловой интуиции Туллии, что даже обсуждал с ней свои коммерческие планы. Фанатичные почитатели из числа золотой римской молодежи образовали в ее честь Общество шести рыцарей, которое возглавил граф Эмилио Орсини.

Читайте также  ЕЛИЗАВЕТА I - ЦАРЕЙ И ЦАРСТВ ЗЕМНЫХ ОТРАДА
 
Йозеф Хайнц  Старший. Лежащая обнаженная
Йозеф Гейнц-старший. Лежащая обнаженная. ок. 1600 (предположительно портрет Туллии Арагонской)

В 1535 Туллия внезапно вернулась в Адрию, где родила дочь Пенелопу. Злые языки утверждали, что настоящей матерью ребенка являлась мать Туллии Джулия Кампана. Туллия из благородства прикрыла грех своей матери, а новорожденная девочка приходилась ей сестрой. В июне 1537 по приглашению графини Изабеллы д’Эсте Туллия прибыла в Феррару, тогдашний центр культуры и искусства. Пользовалась безграничным успехом у местной аристократической и художественной элиты. Вдохновила гуманиста Спероне Сперони на создание философского “Диалога о любви” (1537). Поэт Джироламо Муцио воспел ее в своих эклогах как музу Талию. Поэт Эрколе Бентивольо вырезал имя несравненной Туллии на стволах деревьев на берегу реки По. По слухам, из-за неразделенной любви к Туллии несколько человек покончили жизнь самоубийством.

 
Моретто. Портрет Туллии Арагонской в образе Саломеи. ок. 1540.

В 1540 Туллия обосновалась в Венеции. Пользовалась расположением Бернардо Тассо, отца крупнейшего итальянского поэта Торквато Тассо. 8 января 1543 Туллия вышла замуж за синьора Сильвестро Гуиккарди и поселилась в его доме в Сиене. Благодаря замужеству она приобрела высокий социальный статус и избавилась от ряда унизительных ограничений, налагавшихся на лиц ее профессии. Муж боготворил Туллию, чем она беззастенчиво злоупотребляла. По свидетельству литератора А.Фиренцуолы, Туллия “морит своего мужа голодом”.

Зимой 1545-1546 в Сиене начались гражданские волнения и Туллия предпочла бежать во Флоренцию. Нашла пристанище у Козимо I Медичи, великого герцога Тосканы. Жила на широкую ногу в предоставленной ей вилле у моста Мансола. Дважды обвинялась в неуплате налогов, однако каждый раз уходила от ответственности благодаря заступничеству жены Козимо I Элеоноры Толедской. Окончательно переселилась в Рим в 1548. Ок. 1556 Туллия родила сына Челио, отцовство которого не установлено.

Свой дом в Риме Туллия превратила в настоящую художественно-философскую академию. Она обменивалась стихотворными посланиями с большинством крупнейших литераторов своей эпохи, публиковала собственные сборники сонетов и философские трактаты. Последнее известное произведение Туллии (“Il Meschino, altramente detto il Guerrino”, посмертное издание 1560) – поэтическое переложение рыцарского романа Андреа де Барберино XIV в.

Читайте также  ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА ЖАННА Д’АРК

 

Туллия Д’Арагона. Диалог о бесконечности любви. Титульный лист. 1552.

 

Туллия Д’Арагона умерла в Риме ок. 1556. Интерес к ее жизни и творчеству сохранился до настоящего времени. В 1970-ые Туллия Д’Арагона была провозглашена одной из предшественниц современного феминизма.

 

\