Венецианские куртизанки. 1

Шестьсот лет назад Венецианская республика была одной из самых богатейших в мире. Она, как магнит, притягивала солидных банкиров, заморских купцов и авантюристов всех мастей.

ВЕНЕЦИАНСКИЕ КУРТИЗАНКИ. часть 1.

 

Естественно, всем им требовались развлечения и, в первую очередь, женщины. И Венеция могла им все это предоставить. В XVI в. в городе проживало ок. 150 000 человек, из них ок. 20 000 были заняты, как теперь бы сказали, в секс-индустрии. Начиная с 1358 г. проституция была разрешена законом, жрицы любви платили налоги, чем способствовали благосостоянию и расширению государства.

ВЕНЕЦИАНСКИЕ КУРТИЗАНКИ. часть 1.

История сохранила имена некоторых венецианских куртизанок: Диана ди Кордона (Diana di Cordona, 1499 — после 1550), Божественная Империа (Imperia La Divina, известная также как Королева; 1481 — 1512), Камилла Пизана, Гаспара Стампа, Изабелла де Луна, Madrema-non-vuole и др.

 
Витторе Карпаччо. Две венецианки (куртизанки в ожидании клиента).
Витторе Карпаччо. Две венецианки (куртизанки в ожидании клиента).
 
Тициан. Венера Урбинская. Моделью послужила подруга художника куртизанка Анджела дель Моро.
Тициан. Венера Урбинская. Моделью послужила подруга художника куртизанка Анджела дель Моро.

Наиболее успешные венецианские куртизанки зарабатывали целые состояния. Им завидовали и старались подражать. Английский путешественник и писатель Томас Кориат, посетивший Венецию в 1608, был поражен богатством куртизанки Маргариты Эмилианы. Она украсила свой дом драгоценными гобеленами, «множеством золотых цепей и восточным жемчугом, как вторая Клеопатра». Нередко куртизанки одевались лучше, чем дворянки и превращали свои гондолы в «плавающие райские острова».

 
Тициан. Куртизанка Лаура Дианти, позднее сожительница герцога феррарского Альфонсо I д'Эсте.
Тициан. Куртизанка Лаура Дианти, позднее сожительница герцога феррарского Альфонсо I д’Эсте.

Куртизанки служили иконой стиля, диктовали тенденции моды. Уже в XIV в. они носили обувь, которая дает сто очков вперед современным лабутенам. Чопины – женские туфли на платформе, высота которой колебалась от 50 до 100 см (почти 40 дюймов).

ВЕНЕЦИАНСКИЕ КУРТИЗАНКИ. часть 1.
 
ВЕНЕЦИАНСКИЕ КУРТИЗАНКИ. часть 1.

В такой обуви женщины выглядели гигантами и могли передвигаться только с помощью слуг. Несмотря на осуждение церкви, аристократки быстро перехватили моду на чопины и щеголяли в них на балах и официальных приемах. Практический смысл чопинов был ничтожен, зато отражал имущественное положение хозяйки, ее принадлежность к избранному обществу.

Читайте также  ЦВЕТОЧНЫЙ ДУРМАН ДЖОРДЖИИ О’КИФФ
ВЕНЕЦИАНСКИЕ КУРТИЗАНКИ. часть 1.

Многие венецианские куртизанки почитались как интеллектуалки. Вероника Франко и Тулия д’Арагона публиковали стихи и книги, пользовались европейской известностью. Они жили во дворцах, позировали великим художникам. Тинторетто написал портрет молодой девушки, который ныне считается изображением Вероники Франко. Караваджо постоянно использовал в качестве модели куртизанку Филлиду Меландрони. Она позировала ему для картин «Святая Екатерина», «Портрет куртизанки», «Марта и Мария Магдалина», «Юдифь и Олоферн». По всей видимости, Караваджо испытывал к девушке весьма глубокие чувства. По слухам, в 1606 он убил ее сутенера Рануччио Томассони.

 
Караваджо. Святая Екатерина Александрийская.
Караваджо. Святая Екатерина Александрийская.
 
Караваджо.  Портрет куртизанки.
Караваджо. Портрет куртизанки.
 
Караваджо.  Марта и Мария Магдалина.
Караваджо. Марта и Мария Магдалина.
 
Караваджо.  Юдифь и Олоферн.
Караваджо. Юдифь и Олоферн.

Однако, далеко не всем куртизанкам удавалось достичь таких высот. В мире продажной любви существовала жесткая иерархия. Для удобства граждан городские власти печатали каталог жриц любви — с именами, адресами и ценами, которые различались в зависимости от их статуса. Помимо «благородных куртизанок» (cortigiana onesta) имелись «доступные куртизанки» («cortigiana di lume»). Меретрикс (уличные проститутки) делились на зарегистрированных («хонесте меретрикс») и публичных («инхонесте меретрикс»).

 
Венецианская благородная куртизанка.
Венецианская благородная куртизанка.
 
Венецианская сводня.
Венецианская сводня.
 
Уличная куртизанка. Илл. из: Чезаре Вечеллио.  Древняя и современная одежда всего мира. 1590.
Уличная куртизанка. Илл. из: Чезаре Вечеллио. Древняя и современная одежда всего мира. 1590.
 
Пьетро Бертелли. Уличная куртизанка демонстрирует чопины и нижнее белье. примерно 1588
Пьетро Бертелли. Уличная куртизанка демонстрирует чопины и нижнее белье. примерно 1588.

Для рядовых куртизанок жизнь была полна унизительных ограничений. Выходя из дома, они были обязаны снимать все золотые украшения и покрываться желтым шарфом. Им запрещалось посещать церковь в праздничные дни. Куртизанок часто обвиняли в колдовстве, использовании черной магии для привлечения клиентов. В XVI в. десятки из них преследовались священной инквизицией.

По закону, свобода передвижения куртизанок ограничивалась определенным районом города. Первый публичный дом открылся в Венеции в XIV в. неподалеку от моста Риальто. Он назывался Кастелетто и пользовался огромным успехом у горожан и приезжих гостей.

 
Мост Риальто.
Мост Риальто.

Начиная с XV в. власти разрешили куртизанкам заниматься своим ремеслом и в некоторых других районах города, но взимали за это весьма немалую плату. По свидетельству очевидца, куртизанкам приходилось маскироваться, чтобы избежать штрафов и ареста: «Уличные женщины притворяются скромными и одевают платья добродетельных жен и вдов».

Читайте также  АЛЬФРЕД КИНЗИ - ДОКТОР СЕКС
 
Илл. из: Чезаре Вечеллио.  Древняя и современная одежда всего мира. 1590.
Илл. из: Чезаре Вечеллио. Древняя и современная одежда всего мира. 1590.

 

\