КЛЕО ДЕ МЕРОД — ИКОНА ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ

Прекрасной эпохой в истории принято называть краткий период в начале XX века накануне Первой мировой войны. Последние годы счастливой, безмятежной жизни, когда Европа наслаждалась покоем, благополучием и любовными приключениями. В моду вошли художественный стиль Арт нуво, трансатлантические пароходы и автомобили знаменитой фирмы Лорен Дитрих. Женщины еще клонили головки в упоительном вальсе, но уже вовсю бушевал канкан. Героинями Прекрасной эпохи стали загадочные, но слегка легкомысленные красавицы: Эмильена д’Алансон, Каролина Отеро, Лиан де Пужи, Лина Кавальери… И, конечно же, блистательная Клео де Мерод (1874-1966).

 

Урожденная Клеопатра Диана де Мерод, дочь австрийского художника-пейзажиста Карла де Мерод. В восемь лет поступила в балетную школу при Национальной опере в Париже, в одиннадцать уже дебютировала на профессиональной сцене.

Быстро привлекла внимание публики. Клео отличалась миниатюрным ростом и необычайно тонкой, буквально осиной талией. Она носила жесткие кружевные корсеты и особую прическу, получившую ее имя: разделенные на прямой пробор волосы низко укладывались в шиньон и полностью прикрывали уши. В 1896 г. читатели журнала «L’Illustration» провозгласили К. де Мерод «Королевой красоты».

 

Главной сценической площадкой К. де Мерод являлось знаменитое парижское кабаре “Фоли Бержер”.

В 1900 году она триумфально выступила на парижской Всемирной выставке с номером “Камбоджийские танцы”.

 
Успешно гастролировала в Германии, России, Австро-Венгрии, Соединенных Штатах Америки и др.
 

В 1896 выступление К. де Мерод посетил бельгийский король Леопольд II (1835-1909). Он был старше Клео на 38 лет и прославился своим пристрастием к молоденьким танцовщицам.

 

Король был полностью покорен К. де Мерод, которая превратилась в его главную фаворитку. Их отношения постоянно обсуждались в прессе, являлись темой шаржей и карикатур. С легкой руки журналистов престарелый монарх получил ироническое прозвище Клеопольд.

Читайте также  Донжуанский список Пушкина. 1

В ноябре 1902 года газеты сообщали, что Леопольд собирается отречься от престола и сочетаться браком с прекрасной Клео. Однако, такое замужество не входило в ее планы. Можно сказать, что Клео воспользовалась скандалом в интересах общества. Она убедила короля финансировать строительство парижского метро и в 1900 году была запущена первая линия. Известность К. де Мерод невероятно возросла. Ее фотографии работы Феликса и Поля Надара, Леопольда Ройтлингера широко тиражировались на почтовых открытках, игральных картах, коробках сигар, конфет и т.п.

К. де Мерод вдохновила таких художников, как Эдуард Дега, Джованни Болдини, Мануэль Вивес, Фридрих Август фон Каульбах, Франц фон Ленбах и др. Рекламные плакаты с ее изображением рисовал Анри Тулуз-Лотрек. Восковая скульптура К. де Мерод была выставлена в Музее Гревен на Монмартре.

 
 
Д. Больдини. Портрет Клео де Мерод. 1901
 
Ф.А.Каульбах. Портрет Клео де Мерод
 
Ж. Кларен. Портрет Клео де Мерод.

На Парижском салоне 1896 года скульптор Александр Фальгьер выставил мраморную скульптуру под названием «Танцовщица». Моделью для нее послужила Клео де Мерод. Хотя она со слезами клялась, что никогда не позировала голой, а художник лишь приставил ее голову к постороннему обнаженному телу, бульварная пресса не упустила случая раздуть грандиозную шумиху. Клео обвинили в безнравственности и покушении на общественную мораль.

 
 
Карлос Васкес. Статуя Клео де Мерод в Салоне 1896 года

К. де Мерод отошла от активной артистической деятельности, когда началась Первая мировая война. Участвовала в акциях Красного Креста, выступала перед ранеными французскими солдатами. В 1926 снялась в фильме “Frauen der Leidenschaft”. Была близка с австрийским живописцем Густавом Климтом. Их отношениям посвящен фильм “Климт” (2005) с Д.Малковичем и С.Барроу в главных ролях. Поселилась в собственном доме в Биаррице на атлантическом побережье Франции. Периодически выходила на сцену вплоть до 1934 года. Опубликовала автобиографию “Le Ballet de ma vie” (1955).

Читайте также  МИЗИЯ СЕРТ: ДАМА HAUTE COUTURE

Сесил Битон. Одна из последних фотографий Клео де Мерод.

К. де Мерод умерла в Париже на девяносто третьем году жизни. Похоронена на кладбище Пер-Лашез, рядом с матерью. На ее могиле установлена статуя, созданная испанским дипломатом и скульптором Луисом де Перинато, который в 1906-1919 годах был ее любовником.

 

 

\