АПОЛЛОНИЯ САБАТЬЕ. УЖАЛЕННАЯ ЗМЕЕЙ.
В 1851 подающий надежды поэт и художественный критик Шарль Бодлер впервые посетил салон Аполлонии Сабатье. Знаменитая парижская куртизанка приходилась внебрачной дочерью виконта д’Абанкура. Чтобы прикрыть грех, ее мать прачка Маргарита вышла замуж за безродного солдата Андре Саватье. Дальнейшая судьба юной девушки предопределилась очень рано. В шестнадцать лет она уже поступила на содержание к состоятельному бельгийскому банкиру Альфреду Моссельману, который был старше нее на двенадцать лет. Вместе с ним она изображена на картине Гюстава Курбе «Мастерская художника» (третья справа).
Аполлония Сабатье – личность многогранная и незаурядная. В юности ей прочили карьеру оперной певицы. Она обладала прекрасным голосом и профессионально обучалась вокалу. Отличалась тонким вкусом и богатой фантазией, сама моделировала свои туалеты. Всегда предпочитала общество творческих людей, привлекала к себе признанных классиков и талантливую молодежь. Салон А.Сабатье на улице Фрошо в IX округе Парижа близ площади Пигаль посещали В.Гюго, А.Дюма-отец, А. де Мюссе, Ж.Нерваль, Ш.Сент-Бёв, Г.Флобер, Э.Фейдо, М. Дю Кан, Ж. Мейсонье и др. Теофиль Готье посвятил ей стихотворения “К розовому платью” и “Аполлония”, входящие в сборник “Эмали и камеи”. С легкой руки Эдмона Гонкура А.Сабатье вошла в историю искусства под именем «Президентша».
Блестящая парижская красавица явилась музой для таких художников, как Г.Курбе, Э.Делакруа и др. Портретист Гюстав Рикар изобразил А.Сабатье на картине “Дама с маленькой собачкой”.
На Парижском салоне 1847 Огюст Клезенже представил скульптуру под названием «Мечта о любви», позднее переименованную в “Женщина, ужаленная змеей”. Моделью скульптору послужила А.Сабатье. Работа вызвала взрыв негодования в обществе. Критика объявила ее откровенным бесстыдством и покушением на нравственность. Одним из немногих, решившихся защитить скандальное творение, оказался поэт Теофиль Готье. Он утверждал, что скульптору удалось передать в холодном мраморе трепет живой плоти. Признание пришло значительно позже. Ныне скульптура «Женщина, укушенная змеей» находится в коллекции музея д’Орсе.
Нет ничего удивительного, что романтически настроенный Шарль Бодлер сразу влюбился в неотразимую Президентшу.
Он решил привлечь ее внимание наиболее доступным ему способом. 9 декабря 1852 он анонимно отправил А.Сабатье стихотворение “Слишком веселой”.
Твои черты, твой смех, твой взор
Прекрасны, как пейзаж прекрасен,
Когда невозмутимо ясен
Весенний голубой простор.
Затем последовал ряд новых стихотворных посланий, впоследствии составивших цикл мадам Сабатье в сборнике “Цветы Зла” (XL-XLVIII). Ш. Бодлер тщательно скрывал свое авторство и невозмутимо продолжал посещать салон своей возлюбленной. Проницательная хозяйка быстро вычислила таинственного поклонника, однако также не подавала вида. Игра в незнайку продолжалась почти пять лет. Сборник “Цветы Зла” появился в июне 1857 и сразу вызвал грандиозный скандал. Помимо упреков в непристойности, против Ш. Бодлера было выдвинуто значительно более серьезное обвинение в оскорблении религии. Он был так напуган, что даже решился просить защиты у А.Сабатье и ее высоких покровителей. В поддержку Ш. Бодлера выступили крупнейшие деятели культуры, в т.ч. О.Флобер, Э.Золя, В.Гюго и др. Суд, состоявшийся 20 августа 1857, вынес не слишком суровый приговор: штраф в 300 франков, причем не за святотатство, как того требовал прокурор Эрнест Пинар, а всего лишь за «оскорбление общественной морали и добронравия».
Вскоре в жизни Ш. Бодлера настали значительно более суровые времена и ему пришлось позабыть о романтическом увлечении женщиной, ужаленной змеей. После смерти А. Моссельмана А.Сабатье вышла замуж за крупного коллекционера сэра Ричарда Уоллеса и благополучно дожила почти до семидесяти лет. Кто знает, вспоминала ли она когда-нибудь тех, кто обессмертил ее имя. Теперь об этом можно только гадать, глядя на извивающуюся в конвульсиях мраморную женщину.