ПАПЕССА ИОАННА

Вопрос о существовании папессы Иоанны, полулегендарной особы женского пола, якобы, занимавшей папский престол  в 855-857 под именем Иоанна VIII, до сих пор вызывает ожесточенные споры.

 
Папесса Иоанна. Изображение на карте Таро, ок. 1450
Одно из первых упоминаний о ней встречается в рукописях Анастасиуса Библиотекариуса (?-886), хранящихся в библиотеке Ватикана. В период с X и по XIV в. факт существования папессы Иоанны ни у кого не вызывал сомнения. Сообщения на этот счет имеются как у церковных, так и у светских авторов (Этьен Бурбонский «De septem donis Spiritus Sancti»; Бартоломео Платина “Vitæ Pontificum”; Джованни Боккаччио “De mulieribus claris” и др.). 

Разрозненные, часто противоречивые сведения складываются примерно в следующую картину. 
По всей вероятности, папесса Иоанна являлась незаконнорожденной дочерью английского проповедника. По утверждению летописца Адама Аска (1404), в действительности  девушка носила имя Агнесса. Родилась в Майнце (Ингельхейме?), Германия. В двенадцать лет сошлась с монахом из Фульды; вместе  с ним бродяжничала в мужском обличье под именем Иоанна Ланглуа. Проявила необыкновенные способности к наукам. Снискала всеобщее уважение и известность во время пребывания в мужском монастыре на горе Святой Афон в Греции. Вскоре переехала в Рим, где сделала быструю карьеру: получила должность нотария папской курии и удостоилась кардинальского сана. Умирая, папа Лев IV прямо назвал Иоанна Ланглуа своим преемником.    
В середине 855 конклав кардиналов единогласно избрал Иоанна главой католической церкви.

 
Иоанн VIII в папской тиаре. Манускрипт 1560 из Национальной французской библиотеки.

Однако, в дело вмешалась сама природа. Согласно легенде, молодая женщина страстно влюбилась в одного из своих ближайших помощников. Она забеременела и разрешилась от бремени прямо во время прохождения крестного хода на глазах изумленной толпы. Папесса Иоанна скончалась вместе с новорожденным младенцем (по другой версии — была растерзана оскорбленными верующими). 
  Такого же мнения придерживается богослов Мартин Опавский.  В “Chronicon Pontificum et Imperatum” (XIII в.) он сообщает: “Джон Англичанин, родился в Майнце, был римским папой в течение двух лет, семи месяцев и четырех дней.  Умер в Риме, после чего престол пустовал  в течение одного месяца, пока велось расследование. Джон оказался женщиной, которая прибыла в Афон в мужском платье в сопровождении своего любовника. Там она получила знания в самых разнообразных отраслях  и не имела себе равных. Впоследствии преподавала в Риме гуманитарные науки  и добилась всеобщего признания. После избрания римским папой, забеременела от своего компаньона. Не рассчитала точного времени и родила прямо во время процессии от собора Cвятого Петра до Латерана, в узком переулке между церковью С-Клемента и Колизеем. Похоронена на том же самом месте. В дальнейшем папские процессии никогда не передвигались по этому переулку, как полагают, в память о том случае. Ее имя исключено из списка святых римских пап.”

Читайте также  ИСТОРИЯ ПЛЯЖА. ч.1. КУПАЛЬНЫЕ МАШИНЫ.

  Хронист Жан де Мейли подтверждает существование папессы Иоанны, но относит связанные с ней события к 1099: “Касательно римского папы, который не записан в списке римских пап и епископов Рима, потому что был женщиной. Она выдавала себя за мужчину, благодаря  характеру и талантам стала секретарем курии, затем кардиналом и, наконец, римским папой. Однажды, седлая лошадь, она разрешилась от бремени. Толпа немедленно привязала ее за ноги к хвосту и забросала камнями. Она была похоронена там же, где умерла и сверху установлен камень «Petre, Pater Patrum, Papisse Prodito Partum” (“Петр, Отец Отцов, Папесса родившая дитя”).

 
Разрешение от бремени папы Иоанна VIII. Гравюра Г.Стейнховеля, ок. 1474.
 
Разрешение от бремени папы Иоанна VIII. Итальянская средневековая гравюра.

Имеется несколько косвенных доказательств существования папессы Иоанны. Так, на протяжении почти семи веков (с 857 по 1520) действовала процедура обязательного полового  освидетельствования претендентов на папский престол. Она заключалась в том, что кандидат усаживался в мраморное кресло с прорезью на сиденье (sedia stercoraria), а уполномоченный кардинал должен был произвести осмотр и громогласно провозгласить ”Testiculos habet et bene pendentes” (“Яички имеются  и правильно свисают”). Одно подобное кресло ныне хранится в Лувре, другое — в музее Ватикана. Впрочем, кресла сами по себе ничего не доказывают. Согласно официальным разъяснениям, они служили в качестве унитазов для пап преклонного возраста.

Материальных подтверждений сведений, приводимых летописцами, практически не существует. Так, например, маршрут крестных ходов действительно неоднократно менялся. Однако, когда именно и по какой причине, достоверно неизвестно.

 
Виа Сан Джованни, на которой произошло разрешение от бремени. Современная фотография.

Установка памятного камня, о котором упоминает Жан де Мейли, также ничем не подтверждается. Зато в кафедральном соборе Сиены вплоть до 1400 находился некий бюст с надписью «Johannes VIII, femina ex Anglia» («Иоанн VIII, женщина из Англии»). В средневековых папских исторических хрониках имелся пробел между 855 (год смерти Льва IV) и 858 (год смерти Бенедикта III). Более того, вслед за папой Иоанном VII сразу указывался Иоанн IX. Очевидную несостыковку церковь объяснила формальной задержкой возведения в сан Бенедикта III. Впоследствии официальные летописцы, якобы, обнаружили истинного Иоанна VIII, который правил в 872–882, но не имел ничего общего с папессой Иоанной.
Богословы и духовенство  упорно отрицают историчность женщины-папы. Официальные исследователи  считают папессу Иоанну легендой, созданной для подрыва авторитета католической церкви.

Читайте также  АМАЗОНКИ

Со временем ее образ оброс самыми невероятными подробностями. В гадальных картах Таро папесса Иоанна имеет ранг Высшей Жрицы (Hierophant). Ее судьба всегда привлекала внимание поэтов и писателей: Ф.Петрарка «Жизнь пап», А.Пушкин — неоконченная пьеса «Папесса Иоанна» и др. Роман Донны Вулфолк Кросс “Pope Joan” и одноименные фильмы с Лив Ульман (1972) и Иоганной Вокалек  (2009; в русском прокате «Иоанна – женщина на папском престоле»). Пьеса Кэрила Черчилля “Top Girls” (1982). Образ папессы Иоанны отразился в современной массовой культуре , поп-музыке, комиксах и др.

 

\