МИЗИЯ СЕРТ: ДАМА HAUTE COUTURE

Мизия Серт всегда оставалась в тени своей знаменитой подруги Коко Шанель. Она легко согласилась на роль ведомой, но исключительно по причине барской лени, столь характерной для натур высокохудожественных и сверх меры одаренных. В этой сладкой парочке не было явного лидера, да подругам и в голову не приходило в чем-то соревноваться. Они были достойны друг друга и каждая получила свою долю известности и почитания. Мизия Серт воспета в стихах Стефана Малларме и Поля Верлена, стала праобразом героинь романов Марселя Пруста и Жана Кокто. Ее портреты писали Огюст Ренуар, Одилон Редон, Пьер Боннар, Анри Тулуз-Лотрек, Феликс Валлотон, Эдуард Вюйар и др. Писатель Поль Моран называл Мизию Серт «пожирательницей гениев», а публика – королевой Парижа.

Мизия Серт. Национальная галерея, Лондон

Мария-София-Ольга-Зинаида Годебска родилась 30 марта 1872 в Царском селе под Санкт-Петербургом. Ее отец, профессор императорской Академии художеств  участвовал в реставрации загородной царской резиденции. Мизия (уменьшительная форма от имени Мария) имела богатую родословную. По линии отца приходилась правнучкой поэта XVIII в. Циприана Годебского и внучкой скульптора Киприана Годебского. По линии матери приходилась внучкой бельгийского виолончелиста и композитора Франсуа Серве. До десяти лет девочка жила в Брюсселе у своей бабушки.

Мизия в детстве

Росла в обстановке музыкального экстаза. По воспоминаниям, училась игре на фортепиано, сидя на коленях друга семьи Ференца Листа. В 1882 родственники отправили девочку в Париж в школу-интернат при монастыре сестер Сердца Иисусова. Мизия рано проявила художественные способности и в восемнадцать лет уже сама давала концерты и уроки музыки.

Юная девушка оказалась в самом эпицентре очаровательной и неповторимой Белль Эпок – короткого и безмятежного периода европейской истории, предшествующего началу Первой мировой войны. Она кружилась в вихре приключений, мимолетного флирта, запутанных и романтических интриг. Впрочем, по собственному утверждению, у нее «не было любовников, только мужья». Всего их было трое. Первым оказался двоюродный брат Таде Натансон, основатель и редактор литературного обозрения «La Revue Blanche». У них в гостиной на рю Сан Флорентин часто бывали К.Дебюсси. С.Малларме, П.Синьяк, М.Пруст, А.Жид, П.Ренуар и др. знаменитости. Барной стойкой обычно заведовал А. Тулуз-Лотрек, который мастерски смешивал слоистый коктейль Pousse-Café из разноцветных ликеров.  

Феликс Валлотон, Эдуард Вюйар, Ципа Годебски (стоит), Александр Натансон, актриса Марта Мелло, Таде Натансон, Мизия Натансон. 

Таде Натансон и его жена Мизия. Ок. 1899

 

Завтрак в доме Натансонов в Вильнев-сюр-Йон. ок. 1897-1899

Душой компании и центром всеобщего притяжения всегда оставалась Мизия. Ей восхищались и в нее влюблялись. Перед ее харизмой не устоял сам П.Пикассо. Безнадежно и безответно влюбился Эдуард Вюйар, который рисовал портреты Мизии до самой своей смерти. Композитор Морис Равель посвятил ей свои музыкальные пьесы «Лебедь» и «Вальс», которые исполняются до сих пор.

Читайте также  ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА ЖАННА Д’АРК

А. Тулуз-Лотрек. Обложка «La Revue Blanche» с Мизией в качестве модели

 

А. Тулуз-Лотрек. Портрет мадам Мизии Натансон. 1887

 

Э. Вюйар. Портрет Мизии Натансон

 

Мизия, 1899

 

Мизия в Каннах. 1901

Однако, развязка оказалась неожиданной. Издание «La Revue Blanche» требовало значительных расходов и на каком-то этапе Т. Натансон полностью разорился. Он обратился за помощью к  известному медиа-магнату Альфреду Эдвардсу, основателю крупнейшей французской газеты «Le Matin». Давний поклонник Мизии (возможно, даже ее любовник) охотно согласился, но поставил условие: Т. Натансон должен развестись с женой. В результате сделки, достойной пера А.Н.Островского, в 1905 г. Мизия стала миссис Эдвардс.

Трудно сказать, как она сама отнеслась к произошедшему. Вероятно, на первых порах у нее преобладало чувство долга. Но вскоре Мизия уже не смогла обходиться без тех благ, которые дает богатство. Она привыкла к своей новой роскошной квартире на рю Риволи с видом на Лувр и сад Тюильри.  Спустя год замужества даже сам А.Эдвардс, который был старше нее на 16 лет, перестал вызывать у нее неприязнь. Более того, она прониклась к мужу искренней симпатией и ужасно переживала, когда он завел связь на стороне. Соперницей Мизии оказалась двадцатитрехлетняя актрисочка Женевьев Лантельм – девица с весьма сомнительным прошлым и репутацией куртизанки.

Женевьев Лантельм

Мизия довольно своеобразно боролась за свои законные права. Позднее в своих дневниках она писала: «Я умудрилась сфотографировать Лантельм; ее фотография стояла на моем туалетном столике, и я отчаянно пыталась выглядеть как она: укладывала волосы таким же образом, носила такую же одежду». Однако, все усилия оказались напрасными. В 1909 г. А. Эдвардс развелся с Мизией и женился на Ж. Лантельм. 

Самым продолжительным оказался третий брак Мизии. В 1914 она вышла замуж за испанского художника Хосе Мария Серта. На этот раз судьба подарила ей настоящую любовь, а заодно и значительное состояние, которое получил в наследство ее муж. Благодаря Х.Серту Мизия познакомилась с композитором Игорем Стравинским и основателем «Русских сезонов» Сергеем Дягилевым. Она с воодушевлением окунулась в атмосферу новаторского театрального и балетного искусства, превратилась в видного мецената, ценителя и покровителя талантов. Именно Мизия Серт  финансировала труппу «Русский балет Сергея Дягилева» в тяжелые послереволюционные годы. Вместе с Коко Шанель она поддержала великого русского импресарио в последние дни его жизни и оплатила его похороны на острове Сан-Микеле у берегов Венеции.

Мизия с Сергеем Дягилевым

 

Мизия Серт. 1920-ые

Относительно благополучный период жизни Мизии Серт  закончился в 1928 г. Страстный муж-каталонец, и раньше не отличавшийся особым постоянством, влюбился в свою поклонницу Изабель Мдивани. Дочь царского полковника Захария Мдивани принадлежала к старинному княжескому роду. В Париже Русудан, как ее звали в девичестве, довольно успешно осваивала профессию скульптора, но более всего рассчитывала на свою внешность и молодость. Пока Мизия разобралась  в ее намерениях, было уже поздно «Когда я через три или четыре дня заметила, что ее визиты продолжаются, я решила встретиться с юной княгиней, о которой Серт говорил с таким волнением, — писала Мизия. — Я сразу поняла, что именно пленило мужа. Он был прав во всем, что говорил о ней. Она была точно такой, какой он ее видел. Она была восхитительна”.  В душе Мизии что-то надломилось. Некоторое время все трое пытались жить вместе в Hôtel Meurice, но, в конце концов, окончательно расстались.

Читайте также  ДЖЕРАЛЬДИНА ФАРРАР. ОПЕРНАЯ ПРИМАДОННА.

Глотком свежего воздуха стала дружба с Коко Шанель. Впервые они встретились на званом обеде в 1917 г. Женщины знали друг о друге только понаслышке и для начала не преминули обменяться несколькими колкостями. Мизия прошлась по поводу дизайнерского плаща Коко, а та ответила короткой репликой на тему обилия бижутерии. Но вскоре дамы почувствовали внутреннюю близость и сходство характеров. Они сплотились, подобно волчицам в стае, и принялись действовать сообща. Обе отличались редкой целеустремленностью, отрицанием любых стереотипов и убийственным сарказмом. В 1919 Коко потеряла любимого человека – мужественного красавца Артура Кейпела, погибшего в автомобильной катастрофе. Одиночество еще больше сблизило ее с Мизией Серт. Немаловажное значение имело также их общее увлечение морфием.

Мизия Серт очень многое значила в жизни Коко Шанель. «Без Мизии – заметила как-то Коко, — я осталась бы полной идиоткой». Подруги были неразлучны, часто вместе сбегали в Венецию, чтобы насладиться солнцем, морем и романтическим флером города на каналах. Многие современники были уверены, что между Коко и Мизией существует более близкая, интимная связь. Однако, прямых доказательств на этот счет не имеется. Сами подруги неоднократно объявляли себя «сестрами по духу».

Мизия Серт (справа) и Коко Шанель. 1935

 

Мизия Серт в Венеции

 

Мизия Серт в платье от Шанель. Журнал «Vogue», 1936

 

Мизия Серт умерла 15 октября 1950 в Париже. Коко Шанель никому не доверила организацию похорон. Она все взяла в свои руки и продумала каждую мелочь. Тело Мизии было обряжено в платье по ее проекту. Безутешная Коко охраняла процессию, как сторожевой пес. Только она решала, кто достоин подойти к гробу и проститься с дорогим и близким ей человеком. Память о Мизии Серт увековечена в названии духов под всемирно известным брендом   «Шанель».

 

\