«Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ…» НО НЕ ПУШКИН!

А кто? Лермонтов, что ли? Опять не то, хотя где-то близко. Первый памятник самому себе воздвиг один из крупнейших поэтов Древнего Рима Квинт Гораций Флакк. «Exegi monumentum aere perennius…» («Крепче меди себе создал я памятник…») – так начинается знаменитая ода «К Мельпомене», которую Гораций написал в 23 году до н.э. С легкой руки Горация в русской литературе сложилась целая традиция стихотворных памятников. На этом поприще отметились многие: М.Ломоносов («Я знак бессмертия себе воздвигнул…»), Г.Державин, В.Капнист, К.Батюшков, М.Лермонтов, А.Фет, В.Брюсов, А.Семенов-Тян-Шанский и др. Самым известным памятником, конечно, является одноименное стихотворение А.Пушкина, которое предваряется латинским эпиграфом из оды Горация.

Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 до н.э. в римской военной колонии Венусии на юго-востоке Апеннинского полуострова. Происходил из семьи вольноотпущенного раба, который занимавшийся рыбной торговлей. В юности часто подвергался насмешкам: «Сколько раз видел я, как твой отец рукавом нос утирал!». Латинская пословица «Утирать рукавом нос» означала «обманывать, надувать». Отец, как мог, заботился о мальчике и дал ему вполне приличное образование. Время было неспокойное, Рим сотрясали бесконечные гражданские войны. Поначалу Гораций примкнул к республиканцам и даже водил знакомство с самим Брутом, убийцей Цезаря. Впрочем, юношеские иллюзии быстро рассеялись. После сражения при Филиппах, в котором армия Брута была разгромлена, Гораций, по собственному признанию, «бросил щит и бежал с поля боя». Отныне и навсегда он старался избегать смертельных рисков.

Ок. 41 до н.э. Гораций вернулся в Рим, поступил в коллегию писцов. К этому времени относятся его первые поэтические опыты: гекзаметрические и ямбические стихотворения, впоследствии послужившие основой для книг «Сатиры» и «Эподы». В 39-38 знакомится с Гаем Цильнием Меценатом (Gаius Cilnius Maecеnаs, ок. 70 до н.э.-8 до н.э.), близким другом и соратником императора Августа Октавиана. Меценат не занимал официальных должностей, но при этом сохранял огромное влияние на государя. Он обладал высоким художественным чутьем, собирал около Августа лучших поэтов, художников, скульпторов и оказывал им свое покровительство.

Читайте также  Подглядывать нехорошо!
 
Тьеполо Джованни Баттиста. Меценат представляет императору Августу свободные искусства. 1743
Тьеполо Джованни Баттиста. Меценат представляет императору Августу свободные искусства. 1743
 
С. Бакалович. В приемной Мецената. 1890
С. Бакалович. В приемной Мецената. 1890

В знак признательности за бескорыстную поддержку, все свои поэтические творения Гораций без раздумий посвятил высокопоставленному патрону.

 
Ф.Бронников. Гораций читает свои сатиры Меценату. 1863
Ф.Бронников. Гораций читает свои сатиры Меценату. 1863

Талантом Горация заинтересовался сам император. Он попросил Мецената отпустить поэта ко двору: «До сих пор я сам мог писать своим друзьям; но так как теперь я очень занят, а здоровье мое некрепко, то я хочу отнять у тебя нашего Горация. Поэтому пусть он перейдет от стола твоих параситов к нашему царскому столу, и пусть поможет нам в сочинении писем». Гораций деликатно отклонил лестное приглашение. Он благоразумно предпочитал держаться подальше от царских милостей и царского гнева. Его отнюдь не привлекала блестящая, суетная и развратная жизнь римских цезарей.

 
Г.Семирадский. Римская оргия блестящих времен цезаризма. 1872
Г.Семирадский. Римская оргия блестящих времен цезаризма. 1872
 
Т.Кутюр. Римляне времен упадка. 1847
Т.Кутюр. Римляне времен упадка. 1847

В начале 30-ых до н.э. Гораций полностью посвятил себя литературному творчеству. Автор “Книги эподов” (“Epodon liber”), “Сатир” (“Satires”), “Од” (“Odes”), лирических песен (“Carmina”) и др. Гораций прекрасно понимал свое место в истории и в искусстве: «Non omnis moriar…» — «Весь я не умру…» (Carmina. Liber III. Carmen XXX ).

Поэт добился всенародной известности и почетного положения в обществе. Он любил восседать за пиршественными столами вельмож, предаваться земным наслаждениям и любовным утехам. Основная мысль его жизненной философии – «carpe diem», лови момент, живи сегодняшним днем и не задумывайся о завтрашнем.

По словам Светония, Август не оставлял попыток привлечь к себе Горация: «Сочинения же Горация так ему нравились, и он настолько был уверен в том, что они останутся в веках, что поручил ему не только сочинение столетнего гимна, но и прославление победы его пасынков Тиберия и Друза над винделиками, и для этого заставил его к трем книгам стихотворений после долгого перерыва прибавить четвертую.» В хорошую минуту император позволял себе пошутить: «Принес мне Онисий твою книжечку, которая словно сама извиняется, что так мала; но я ее принимаю с удовольствием. Кажется мне, что ты боишься, как бы твои книжки не оказались больше тебя самого. Но если рост у тебя и малый, то полнота немалая. Так что ты бы мог писать и по целому секстарию, чтобы книжечка твоя была кругленькая, как и твое брюшко». (Гай Светоний Транквилл. Жизнеописание Горация).

Читайте также  ГАБРИЭЛЬ Д'АННУНЦИО - ПОЭТ, ВОИН, ЛЮБОВНИК.

Гораций, действительно, не отличался особой внешней привлекательностью. В своих «Сатирах» сам себя описывал «невысоким и тучным». Ни одного прижизненного изображения Горация не сохранилось. А все посмертные изображения, естественно, не отличались достоверностью и по мере сил старались подольстить прославленному поэту.

И.Грунингер.  Гравюра к сочинениям Грация. 1498.
 
И.Грунингер. Гравюра к сочинениям Грация. 1498.
 
А. фон Вернер. Квинт Гораций Флакк
А. фон Вернер. Квинт Гораций Флакк
 
Д. Ди Кирико. Квинт Гораций Флакк. ок. 1800
Д. Ди Кирико. Квинт Гораций Флакк. ок. 1800

В 33 до н.э. Меценат подарил поэту крупный земельный надел в Сабинских горах. В деревенской глуши Гораций повел образ жизни патриархального барина. Он никогда не был женат, но в холостяцких удовольствиях себе не отказывал. Судя по стихам, ничуть не чурался любви к красивым мальчикам и юношам. Впрочем, отдавал должное и слабому полу. По утверждению Светония: «В делах любовных, судя по рассказам, был он неумерен, и говорят, что со своими любовницами он располагался в спальне, разубранной зеркалами, с таким расчетом, чтобы везде, куда ни взглянуть, отражалось бы их соитие». В одной из «Од» Гораций признается в любви к куртизанке Гликерии:

«…меня ж

Иссушает, томя, к милой Гликере страсть».

Квинт Гораций Флакк скончался 27 ноября 8 до н.э., на пятьдесят седьмом году жизни. Он пережил своего друга и покровителя Мецената всего на пятьдесят девять дней. Похоронен рядом с ним на склоне Эсквилинского холма в Риме.

1 thought on “«Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ…» НО НЕ ПУШКИН!

  1. А Пушкин за свой Памятник… не был даже толком похоронен — бросили гроб (бог весть с кем и чем) у стены монастыря, так и не отрыв молилки… до весны… АСП знал = будет он ритуальной жертвой и останется от него лишь Памятник нерукотворный… Жуковский в дневнике о ночной отправке саней с ящиком с закупоренном и просмаленном гробом очень тонко об этом намекнул … :

Comments are closed.

\