![](https://doc-libido.ru/wp-content/uploads/2019/04/kameliya-1.jpg)
КАМЕЛИЯ. НО НЕ ЦВЕТОК.
Камелия – прекрасный цветок без запаха, символ холодной и бесчувственной красоты. Силой художественного воображения он стал символом трагической судьбы заблудшей юной девушки, погибшей в водовороте бурных страстей. В 1847 в Париже вышел в свет роман Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» («La Dame aux Camélias»). Главная героиня, куртизанка Маргарита Готье всегда появлялась перед публикой с букетом белых или красных камелий.
Прототипом героини романа являлась реально существовавшая парижская куртизанка Мари Дюплесси (Marie Duplessis; 1824-1847).
![Эдуард Вьено. Портрет Мари Дюплесси. Эдуард Вьено. Портрет Мари Дюплесси.](https://ic.pics.livejournal.com/doclibido/76916011/150900/150900_original.png)
Родилась 15 января 1824 в городке Ноннант-ле-Пен, Нормандия, в семье мелкого земледельца Мартина Плесси и его жены Мари (в девичестве Дешайе). При рождении получила имя Роз Альфонсин Плесси (Rose Alphonsine Plessis).
![Мари Плесси, мать Роз Альфонсин Плесси. Миниатюра ок. 1830 Мари Плесси, мать Роз Альфонсин Плесси. Миниатюра ок. 1830](https://ic.pics.livejournal.com/doclibido/76916011/151154/151154_original.png)
В детстве не получила никакого образования. В двенадцать лет собственный отец продал девочку в услужение в богатый дом. Именно там она впервые испытала опыт продажной любви. В 1839 переселилась в Париж и поступила продавщицей в модный магазин. Слух о прелестной юной провинциалке быстро распространился среди праздных искателей приключений. Уже в шестнадцать лет Мари широко пользовалась расположением богатых покровителей. Довольно быстро выучилась грамоте и даже усвоила безупречные великосветские манеры. Прибавила к своей фамилии приставку «дю», чтобы создать видимость дворянского происхождения.
К числу почитателей Мари принадлежали отпрыски старинных аристократических семейств, крупные финансисты, государственные чиновники, художественная богема. Находилась на содержании герцога де Гиза; барона де Планси, маркиза Генриха де Контада, сына префекта полиции, впоследствии известного литератора Эдуарда Делессера и др. По слухам, родила ребенка от виконта де Мериля. Получала огромные гонорары наряду с Лолой Монтес, Алисой Ози и Аталой Бошен, самыми известными куртизанками того периода. По свидетельству современников, Мари Дюплесси позволяла себе тратить до ста тысяч франков в год.
Постоянно присутствовала на всех театральных премьерах, прогуливалась верхом по Булонскому лесу, привлекала всеобщее внимание на модных приемах, художественных вернисажах и т.п.
![Камиль Рокеплен. Мари Дюплесси в театре. Акварель. Камиль Рокеплен. Мари Дюплесси в театре. Акварель.](https://ic.pics.livejournal.com/doclibido/76916011/151402/151402_original.png)
Пользовалась огромной популярностью в артистической среде. В доме Мари Дюплесси бывали талантливые молодые поэты, писатели, драматурги: Эжен Сю, Альфред де Мюссе, Роже де Бовуар, Арсен Уссэ и др. Несколько художников создали ее портреты.
![Жан Оливье. Портрет Мари Дюплесси. 1840 Жан Оливье. Портрет Мари Дюплесси. 1840](https://ic.pics.livejournal.com/doclibido/76916011/151574/151574_original.png)
С сентября 1844 по август 1845 Мари была любовницей Александра Дюма-сына (Alexandre Dumas-fils, 1824-1895). Сын знаменитого писателя пользовался особыми привилегиями. Он принадлежал к так называемым «сердечным любовникам» (amant de coeur) — тем немногим мужчинам, которым она отдавалась не за деньги, а по зову сердца.
![Эжен Делакруа. Портрет А.Дюма-сына в молодости. 1830 Эжен Делакруа. Портрет А.Дюма-сына в молодости. 1830](https://ic.pics.livejournal.com/doclibido/76916011/152191/152191_original.png)
А.Дюма обессмертил Мари Дюплесси в романе “Дама с камелиями”, в котором сам фигурировал как Арман Дюваль. Роман пользовался огромным успехом. Впоследствии автор переделал его в пьесу, которая вдохновила Джузеппе Верди на оперу «Травиата» (1853).
![](https://ic.pics.livejournal.com/doclibido/76916011/152495/152495_original.png)
Нежное романтическое увлечение продолжалось чуть менее года. Подводя итоги, он написал: «Дорогая Мари, я не настолько богат, чтобы любить вас так, как мне хотелось бы, и не настолько беден, чтобы быть любимым так, как хотелось бы вам. И поэтому давайте забудем оба: вы — имя, которое вам было, должно быть, почти безразлично; я — счастье, которое мне больше недоступно. Бесполезно рассказывать вам, как мне грустно, потому что вы и сами знаете, как я вас люблю. Итак, прощайте. Вы слишком благородны, чтобы не понять причин, побудивших меня написать вам это письмо, и слишком умны, чтобы не простить меня. С тысячью лучших воспоминаний».
![Паспорт Роз Альфонсин Плесси. январь 1846 Паспорт Роз Альфонсин Плесси. январь 1846](https://ic.pics.livejournal.com/doclibido/76916011/152787/152787_original.png)
Мари Дюплесси тяжело пережила разрыв, однако нашла в себе силы вернуться к прежнему образу жизни. Некоторое время находилась на содержании композитора Ференца Листа. Дважды выходила замуж: первый раз за бывшего русского посла в Вене, шведского графа фон Стакельберга, затем за сына швейцарского банкира Эдуарда Перрего. Оба брака оказались непродолжительными. Тем не менее, благодаря незлопамятному легкому характеру Мари Дюплесси всегда оставалась с бывшими мужьями и любовниками в хороших отношениях.
5 февраля 1847 Мари Дюплесси умерла от туберкулеза в возрасте 23 лет. Похоронена на кладбище Монмартра при большом стечении скорбящей публики. Спустя несколько недель все ее имущество было распродано с аукциона в счет уплаты долгов.
![Надгробие могилы Мари Дюплесси Надгробие могилы Мари Дюплесси](https://ic.pics.livejournal.com/doclibido/76916011/152926/152926_original.png)
Сюжет романа “Дама с камелиями” лег в основу фильмов с участием Аллы Назимовой («Camille», 1921), Греты Гарбо («Camille», 1936), Николь Кидман (“Мулен Руж!”, 2001) и др. На театральных подмостках роль Маргариты Готье воплощали Сара Бернар, Элеонора Дузе и др. По мотивам произведения создано несколько балетных спектаклей.
![Альфонс Муха. Афиша спектакля "Дама с камелиями" с Сарой Бернар в главной роли. 1896 Альфонс Муха. Афиша спектакля "Дама с камелиями" с Сарой Бернар в главной роли. 1896](https://ic.pics.livejournal.com/doclibido/76916011/153110/153110_original.png)
«Все твой путь блестящей залой зла,
Маргарита, осуждают смело.
В чем вина твоя? Грешило тело!
Душу ты — невинной сберегла.» М.Цветаева. Даме с камелиями.
В русском разговорном языке термин «камелия» закрепился с резко негативной коннотацией:
«…это разврат, это лицо камелии, нахальное лицо продажной камелии из француженок.” Ф.Достоевский. Преступление и наказание.