КАМЕЛИЯ. НО НЕ ЦВЕТОК.

Камелия – прекрасный цветок без запаха, символ холодной и бесчувственной красоты. Силой художественного воображения он стал символом трагической судьбы заблудшей юной девушки, погибшей в водовороте бурных страстей. В 1847 в Париже вышел в свет роман Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» («La Dame aux Camélias»). Главная героиня, куртизанка Маргарита Готье всегда появлялась перед публикой с букетом белых или красных камелий. 

Прототипом героини романа являлась реально существовавшая парижская куртизанка Мари Дюплесси (Marie Duplessis; 1824-1847).

Эдуард Вьено. Портрет Мари Дюплесси.
Эдуард Вьено. Портрет Мари Дюплесси.

Родилась 15 января 1824 в городке Ноннант-ле-Пен, Нормандия, в семье мелкого земледельца Мартина Плесси и его жены Мари (в девичестве Дешайе). При рождении получила имя Роз Альфонсин Плесси (Rose Alphonsine Plessis).

Мари Плесси, мать Роз Альфонсин Плесси. Миниатюра ок. 1830
Мари Плесси, мать Роз Альфонсин Плесси. Миниатюра ок. 1830

В детстве  не получила никакого образования. В двенадцать лет собственный отец продал девочку в услужение в богатый дом. Именно там она впервые испытала опыт продажной любви.  В 1839 переселилась в Париж и поступила продавщицей в модный магазин. Слух о прелестной юной провинциалке быстро распространился среди праздных искателей приключений. Уже в шестнадцать лет Мари широко пользовалась расположением богатых покровителей. Довольно быстро выучилась грамоте и даже усвоила безупречные великосветские манеры. Прибавила к своей фамилии приставку «дю», чтобы создать видимость дворянского происхождения. 

К числу почитателей Мари принадлежали отпрыски старинных аристократических семейств, крупные финансисты, государственные чиновники, художественная богема. Находилась на содержании герцога де Гиза; барона де Планси, маркиза Генриха де Контада, сына префекта полиции, впоследствии известного литератора Эдуарда Делессера и др. По слухам, родила ребенка от виконта де Мериля. Получала огромные гонорары наряду с Лолой Монтес, Алисой Ози и Аталой Бошен, самыми известными куртизанками того периода. По свидетельству современников, Мари Дюплесси позволяла себе тратить до ста тысяч франков в год. 

Читайте также  АГАТА КРИСТИ: АМНЕЗИЯ ИЛИ МИСТИКА?

Постоянно присутствовала на  всех театральных премьерах, прогуливалась верхом по Булонскому лесу, привлекала всеобщее внимание на модных приемах, художественных вернисажах и т.п.

Камиль Рокеплен. Мари Дюплесси в театре. Акварель.
Камиль Рокеплен. Мари Дюплесси в театре. Акварель.

Пользовалась огромной популярностью в артистической среде. В доме Мари Дюплесси бывали  талантливые молодые поэты, писатели, драматурги: Эжен Сю, Альфред де Мюссе, Роже де Бовуар, Арсен Уссэ и др. Несколько художников создали ее портреты.

Жан Оливье. Портрет Мари Дюплесси. 1840
Жан Оливье. Портрет Мари Дюплесси. 1840

С сентября 1844 по август 1845 Мари была любовницей Александра Дюма-сына (Alexandre Dumas-fils, 1824-1895). Сын знаменитого писателя пользовался особыми привилегиями. Он принадлежал к так называемым «сердечным любовникам» (amant de coeur) — тем немногим мужчинам, которым она отдавалась не за деньги, а по зову сердца. 

Эжен Делакруа. Портрет А.Дюма-сына в молодости. 1830
Эжен Делакруа. Портрет А.Дюма-сына в молодости. 1830

А.Дюма обессмертил Мари Дюплесси в романе “Дама с камелиями”, в котором сам фигурировал как Арман Дюваль. Роман пользовался огромным успехом. Впоследствии автор переделал его в пьесу, которая вдохновила Джузеппе Верди на оперу «Травиата» (1853). 

Нежное романтическое увлечение продолжалось чуть менее года. Подводя итоги, он написал: «Дорогая Мари, я не настолько богат, чтобы любить вас так, как мне хотелось бы, и не настолько беден, чтобы быть любимым так, как хотелось бы вам. И поэтому давайте забудем оба: вы — имя, которое вам было, должно быть, почти безразлично; я — счастье, которое мне больше недоступноБесполезно рассказывать вам, как мне грустно, потому что вы и сами знаете, как я вас люблю. Итак, прощайте. Вы слишком благородны, чтобы не понять причин, побудивших меня написать вам это письмо, и слишком умны, чтобы не простить меня. С тысячью лучших воспоминаний».

Паспорт Роз Альфонсин Плесси. январь 1846
Паспорт Роз Альфонсин Плесси. январь 1846

Мари Дюплесси тяжело пережила разрыв, однако нашла в себе силы вернуться к прежнему образу жизни. Некоторое время находилась на содержании композитора Ференца Листа. Дважды выходила замуж: первый раз за бывшего русского посла в Вене, шведского графа фон Стакельберга, затем за сына швейцарского банкира Эдуарда Перрего. Оба брака оказались непродолжительными. Тем не менее, благодаря незлопамятному легкому характеру Мари Дюплесси всегда оставалась с бывшими мужьями и любовниками в хороших отношениях.

Читайте также  РОГОНОСЦЫ В ЭПИГРАММАХ XVIII ВЕКА

5 февраля 1847 Мари Дюплесси умерла от туберкулеза в возрасте 23 лет. Похоронена на кладбище Монмартра при большом стечении скорбящей публики. Спустя несколько недель все ее имущество было распродано с аукциона в счет уплаты долгов.

Надгробие могилы Мари Дюплесси
Надгробие могилы Мари Дюплесси

Сюжет романа “Дама с камелиями” лег в основу  фильмов с участием Аллы Назимовой («Camille», 1921), Греты Гарбо («Camille», 1936), Николь Кидман (“Мулен Руж!”, 2001) и др. На театральных подмостках роль Маргариты Готье воплощали Сара Бернар, Элеонора Дузе и др. По мотивам произведения создано несколько балетных спектаклей.

Альфонс Муха. Афиша спектакля "Дама с камелиями" с Сарой Бернар в главной роли. 1896
Альфонс Муха. Афиша спектакля «Дама с камелиями» с Сарой Бернар в главной роли. 1896

«Все твой путь блестящей залой зла,

Маргарита, осуждают смело.

В чем вина твоя? Грешило тело!

Душу ты — невинной сберегла.» М.Цветаева. Даме с камелиями.

В русском разговорном языке термин «камелия» закрепился с резко негативной коннотацией:

«…это разврат, это лицо камелии, нахальное лицо продажной камелии из француженок.” Ф.Достоевский. Преступление и наказание.

\