ВСЁ НА «Б»

Многотомный «Словарь доктора Либидо» — иллюстрированный глоссарий человеческой сексуальности. Создан  для того, чтобы  восполнить недостаток адекватных терминов и понятий, прослыть в обществе культурным человеком и не уподобляться поручику Ржевскому. Содержит примеры употребления из классической и современной литературы. Ознакомительный отрывок. 

БАБА (бабенка; бабец; бабочка) 1) /разг./, лицо жен. пола; то же, что жена (1);

«Баба — это дело дюже сурьезное!» М. Шолохов. Поднятая целина.

«Я не продажная бабенка, которую вы, офицеры, привыкли покупать на улице». М. Зощенко. Возмездие.

«…за мужественность отец ее называл „бабцом“: высокая, толстая, красивая, хохочущая, с умными, все подмечающими глазами, она умела, где нужно, и выпить с сынами, и весело прокричать с ними до хрипоты всю ночь; но и умела: зажать бразды, переменив шутки на… твердый курс». Андрей Белый. На рубеже двух столетий.

«…а его бабочка, конечно, рублевая, парнасская Варюшка, в которую и жаль и гадко что-нибудь нашего <всунуть>». А. Пушкин. Из письма П.А.Вяземскому, ок. 25 января 1829.

Бабий (-ья, ье) (бабский) — функционально свойственный или присущий Б.

«…сердце бабье глупое, нелепое… Разве оно может жить без любви?» А. Куприн. Яма.

Бабища /разг./ (баба с яйцами; бабно— физически развитое лицо жен. пола, обладающее чертами мускулинности; то же, что кобыла.

«Татьяна эта была большая, толстая, сильная бабища, вроде каменной бабы с кургана». И. Грекова. Хозяева жизни.

Бой-баба /разг./ — лицо жен. пола, обладающее деятельным тепераментом и неуемной энергией.

«…Александра Васильевна, жена его, могучая женщина из орловских крестьянок, из тех, кого называют на Руси „бой-баба“, — истинная Марфа Посадница». А. Фадеев. Молодая гвардия.

Бабьё /разг., иронич./ — жен. пол. в целом. Ср. Мужичьё.

«Бабьё — глупьё…» А. Иванов. Вечный зов.

 

2) /перен./ лицо муж. пола, отличающееся женоподобием. См. также Обабить (1);

«- А ты, собственно говоря, товарищ или баба?

— Может, и баба, — вздохнул печально Попко. — Манечка меня часто зовет бабой». И. Эренбург. Тринадцать трубок.

 

БАБНИК /разг./, лицо муж. пола, проявляющее повышенный сексуальный интерес к женщинам; то же, что вуманайзермадамист; кобель; кот (2); супник; ходокюбочник.

Действия Б. зачастую носят характер навязчивости; отличаются неразборчивостью и непостоянством. Теме Б. посвящен фильм амер. режиссера Д. МакКензи «Spread» (2009), кинокомедии А. Эйрамджана «Бабник» (1990) и И. Щеголева «Бабник 2» (1992). См. также Бонвиван; Волокита; Дамский угодник; Дон жуан (2); Жуир; Ловелас; Повеса; Секс-ансолид; Ферлакур (2). Ср. Селадон.

«Кроме того, говоря языком грубым, был он большой руки бабником и не мог пропустить ни единой юбки, не интересуясь даже возрастом ее обладательницы…» И. Эренбург. Необычайные приключения Хулио Хуренито.

Б. /рус. разг., жарг. без учета инвективной лексики/: альфа-самец; бабоукладчик; бельмондо; блудник; вездехахаль; гусар; дыркострадатель; дыркоискатель; дырокоп; казанова; любодей; мужичара; ни одной не пропустит; пихарь; потаскун; похотник; садун; секуально озабоченный; серцеед; ухажер; факарь; факер; шмарогон; экстрасекс; ядрыга.

«Лучший бабоукладчик — автомобиль „Феррари“». Рус. эротический фольклор.

 

«Некто лез к какой-то даме,

Так как был любитель дам». Е. Кропивницкий. Имянины.

 

Бабничество — образ действий, свойственный Б.

«Это хвастливое, навязчивое бабничество ни на минуту, должно быть, даже и во сне, не покидало его». А. Куприн. Яма.

 

БАБЬЕ ЛЕТО /разг./ (бабий век; бабьи годы; вторая молодость; последний приступ), у женщины возраст перехода к менопаузе.

Согласно данным демографии, наступает после 45—50 лет. Характеризуется физиологическими изменениями, свойственными окончанию репродуктивного периода. Сопровождается острыми переживаниями об утрате внешней привлекательности, появляющихся признаках старения и т.п.  Нередко подобные переживания приводят к мобилизации физических и духовных сил, повышению сексуальной активности и др. (бабе сорок пять — баба ягодка опять).  См. также Бальзаковский возраст; Синдром Мидаса.

«Клены выкрасили город

колдовским каким-то цветом.

Это снова, это снова

бабье лето, бабье лето.

Что так быстро тают листья

— ничего мне непонятно,

Я ловлю, как эти листья,

Наши числа, наши даты.

Я кружу напропалую

с самой ветреной из женщин.

Я давно искал такую

— и не больше, и не меньше.

Я забыл, когда был дома,

спутал ночи и рассветы.

Это омут, это омут

— бабье лето, бабье лето». И. Кохановский. Бабье лето.

 

 «Точно что, какие уж тебе выезды; выезжать хорошо молоденьким, а то, как на пятый десяток перевалит, так даже нейдет это к женщинам, по пословице: «Сорок лет — бабий век!» А.Писемский. Масоны.

 

«Брюзглая и толстая Дарья Никитична горько плакалась на свою судьбу, а бабьи годы все уходили да уходили…» Д.Мамин-Сибиряк. Охонины брови.

 

Б.Л. /устарев./ — Марфино лето.

 

БАЛЬЗАКОВСКИЙ ВОЗРАСТвозраст женщины после тридцати лет.

Кризисный период, связанный с гормональной перестройкой жен. организма. Характеризуется глубокими психологическими переживаниями, неудовлетворенностью в супружеской жизни, сомнениями в собственной  привлекательности и т.п. Нередко происходит на фоне обострения либидо. См. также Синдром Мидаса. Ср. Бабье лето.

«Неужели я вступаю уже в бальзаковский возраст? — думала Анна Ивановна, припоминая тех тридцатилетних дам, которые впадали в унылое разочарование». Д. Мамин-Сибиряк. Около господ.

Создателем термина Б.В. считается франц. писатель Оноре де Бальзак, автор романа «Тридцатилетняя женщина» (1842), посвященного кризису отношений в буржуазной семье: «Тридцатилетнюю женщину жестоко терзают нерешительность, страх, опасения, тревоги, бури, которые несвойственны влюблённой девушке. Женщина, вступив в этот возраст, требует, чтобы мужчина питал к ней уважение, возмещая этим то, чем она пожертвовала ради него; она живёт только им, она печётся о его будущем, она хочет, чтобы жизнь его была прекрасна, чтобы он добивался славы; она подчиняется, она просит и повелевает; в ней и самоуничижение и величие, и она умеет утешать в тех случаях, когда девушка умеет лишь жаловаться. Наконец, тридцатилетняя женщина, помимо всех иных своих преимуществ, может вести себя по-девичьи, играть любые роли, быть целомудренной, стать ещё пленительнее в своём несчастье. Между ними неизмеримое несходство, отличающее предусмотренное от случайного, силу от слабости. Тридцатилетняя женщина идёт на всё, а девушка из девичьего страха вынуждена перед всем отступать».  

 

Читайте также  ЗИГМУНД ФРЕЙД И ПРИНЦЕССА МАРИ БОНАПАРТ

БАРДАК /разг./, 1) (бардачок) то же, что бордельпубличный дом.

«Был Ларошфуко не воин,

Был он дипломат — орел,

Либерально был настроен,

В бардаках всю жизнь провел». А. Охрименко. Ларошфуко.

 

«По первопутку в бардачок. Господи, до чего хороша была жизнь! шепелявил беззубый старый гуляка. — Как войду, как крикну: „Бляди!“, набегут, навалятся всей своей жаркой мякотью. По головкам гляжу, по юбочкам гляжу, в глазки гляжу. Господи, до чего хороша была жизнь!». Ю. Нагибин. Моя золотая теща.

 

2) то же, что оргия (2).

«Но прежде — лингвистическая загадка: слово бардак и глагол побардачить связаны ли корнем со старомодным бараться, старомодным потому, что в те годы мы уже пилились, харились и факались, но отнюдь еще не терлись и не трахались? Да, называлось это именно так — устроить бардак, если есть свободный флэт и чьи-то перенсы (без «т», но и с английским «с» и с русским «ы») свалили на дачу. Устроить не вечеринку и не парти, что было бы много преснее, чем то, что под бардаком подразумевалось, хоть составляющие были те же: музыка, вино, девочки; все отличие было в качестве и количестве.

Изумительно постоянен был сценарий бардака, как если бы это был канон сельского праздника или мистический ритуал, но, к сожалению, подтекста он не имел, а преследовал лишь скромную цель незамысловатых плотских утех, как то: хлебания портвейна, блевания в углу, обжимания в танце, лазанья руками под девичью одежду и извержения семени — зачастую в собственные штаны». Н. Климонтович. Дорога в Рим.

 

3) /перенос./ хаос, отсутствие порядка;

«Послал тут одного деятеля за водкой, и с концами… Какой то бардак, а не воинское подразделение». С. Довлатов. Наши.

 

БЕДРА, нижняя парная часть туловища от талии до колен. См. также Ляжки.

Жен. Б. — объект повышенного сексуального интереса мужчин. Характерное покачивание Б. при ходьбе является одним из невербальных способов привлечения сексуального интереса. В соответствии с современными стандартами объем Б. должен составлять 90 см. Внутренняя поверхность Б. — выраженная эрогенная зона. См. также Коитус интрафеморный.

«…а она ходит павой, покачивая бедрами, бесстыдно хвастаясь пред ним своей красотою». М. Горький. Дело Артамоновых.

Б. /жарг., разг./: бедраж; бортагитара.

Б. /устарев./: чресла.

 

БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ, несоблюдение норм общепринятой морали (1); то же, что аморализм; порочностьраспущенность. Ср. Нравственность.

«Францию считали очагом безнравственности и были убеждены, что французы питаются лягушками». М. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина.

Безнравственный (-ая; -ое) (порочный; сомнительный) — обладающий свойствами Б.

«Ты! бесхарактерный, безнравственный, безбожный,
Самолюбивый, злой, но слабый человек;
В тебе одном весь отразился век,
Век нынешний, блестящий, но ничтожный».
М.Лермонтов. Маскарад.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ /англ. Unconscious/, одно из центральных понятий психоанализа Зигмунда Фрейда. См. также Оно (1); Принцип удовольствия.

Совокупность психических процессов и состояний, не представленных в сознании человека. Термин Б. используется также для характеристики неосознанного поведения индивида или группы лиц.

Предпосылки исследования Б. заложены Платоном в учении о познании-воспоминании (анамнесисе). Г. Лейбниц трактовал Б. как низшую форму душевной деятельности («Монадология», 1720). Материалистическая теория Д. Хартли объясняла Б. деятельностью нервной системы. И. Кант считал Б. продуктом чувственного познании. А. Шопенгауэр и его последователь Э. Гартман называли Б. универсальным принципом мирового процесса.

В конце XIX — начале XX в.в. интерес к Б. значительно возрос (И.Ф.Гербарт, Г.Т.Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс). Определенный вклад внесли исследования психопатологии и применения гипноза франц. психиатрической школы (Ж. Шарко и др.). Основная заслуга разработки теории Б. принадлежит З. Фрейду («По ту сторону принципа удовольствия» («Jenseits des Lustprinzip», 1920), «Массовая психология и анализ человеческого „Я“» (1921), «Я и Оно» (1923). К. Юнг дополнил теорию понятием коллективного Б. («Инстинкт и бессознательное», 1919).

«Это какое-то странное состояние — „бессознательное“, — думается Лидочке». Т. Соломатина. Большая собака, или «Эклектичная живописная вавилонская повесть о зарытом».

 

БЕСЧЕРЕМУХА /разг./, взаимоотношения полов, основанные на теории стакана воды.

Термин, появившийся в литературе в первые десятилетия после большевистской революции в России. Подразумевает любовь без душевных переживаний, основанную на одной лишь биологической потребности: «А он стоял и, чуть прищурившись, смотрел на меня.

— Без черемухи не можешь?

— Нет, могу. Но с черемухой лучше, чем без черемухи.

— А я всегда без черемухи, и ничего, недурно выходит, — сказал он, как-то неприятно засмеявшись.

Впереди нас стояли две девушки. Шедшие целой гурьбой студенты обняли их, и, когда те вырвались от них, студенты, захохотав, пошли дальше и все оглядывались на девушек и что-то кричали им вдогонку.

— Испортили настроение девушкам, — сказал мой спутник, — без черемухи к ним подошли, вот они и испугались.

— А почему вам так неприятна черемуха? — спросила я.

— Ведь все равно это кончается одним и тем же — и с черемухой и без черемухи… что же канитель эту разводить?» Пантелеймон Романов. «Без черемухи» (1928).

 

Вплоть до середины 1930-ых подобные взгляды широко высказывались на страницах партийных и литературных изданий. По словам одной из героинь Александры Коллонтай: «Половая жизнь для меня простые физические удовольствия, своих возлюбленных меняю по настроению. Сейчас я беременна, но не знаю, кто отец моего ребенка, да это для меня и безразлично». Герои повести Л. Гумилевского «Собачий переулок» утверждают: «Мы не признаем никакой любви, все это буржуазные штучки, мешающие делу… Довольно! Требуется тебе парень — бери, удовлетворяйся, но не фокусничай. Смотри на вещи трезво. На то мы и исторический материализм изучаем…»

«Отношения „без черемухи“, „без всяких этих причиндалов“ нашли в студенческой среде немало горячих сторонников». А. Сосновский. Лики любви.

 

БЕШЕНСТВО МАТКИ, 1) /устарев./ то же, что истерия.

Согласно представлениям античной медицины, матка способна перемещаться и активизировать женскую активность половую. В определенной степени эти идеи получили развитие в психоанализе.

Термин Б. М. не является научным и, прежде всего, применяется в отношении женщин, ведущих аморальныйраспутный образ жизни.

«Все еще зуд в ней пылал и упорное бешенство матки». Ювенал. Сатиры.

2) /разг./ жен. гиперсексуальность; то же, что мессалинизм; нимфомания. См. также Либидо инсатиата. Ср. Женобесие.

«Месье кюре, — ответила Аглая,

— Как быть, коль я раба своих страстей,

Коль, что ни месяц, то любовник новый

Потребен мне? Такою непутевой

Я сделалась с четырнадцати лет.

Укушенная бешеной собакой,

Могла и я взбеситься, спору нет,

Я к участи была готова всякой.

Родители мои пошли к врачу.

Я от слюны собачьей никакую

Заразу, был ответ, не подхвачу,

Коль в море окунут меня нагую.

И к морю привела меня родня.

Когда рубашку сдернули с меня,

Я, видя вкруг себя зевак на страже,

Ладошкою, сгорая от стыда,

Прикрыла то, что вам я никогда

Не назову, что под водою даже

Сжимала крепко.

А финал такой:

От бешенства не пострадало тело,

Увы, за исключеньем части той,

Которую я обнажить не смела». Любовное бешенство. Анонимный французский поэт XVI в.

Читайте также  БЛУД

 

Б.М. /англ./: Pussy Riot. Одноименная российская панк-группа, получившая известность после скандального выступления в храме Христа-спасителя в Москве.

 

БЛУД /англ. Whoredom/ 1) /устар./ (блудодействоблудодеяние), один из смертных грехов, осуждаемых религией и обществом; то же, что похоть.

«Не даром блуд вершится тайно,

Скрывается необычайно,

И всяк кто это совершит

Потайно знает, что грешит». Е. Кропивницкий. Кара.

 

Блудить (блудодействовать) — предаваться Б.

«С офицерами блудила —

Поблуди-ка, поблуди!

Эх, эх, поблуди!

Сердце ёкнуло в груди!» А. Блок. Двенадцать.

 

«…мельничиха завела себе вздыхателя кузнеца Вавилу и блудодействует с оным пьяницей двадцать лет». В. Шишков. Емельян Пугачев.

 

Блудник (блудня; блудодей; любодей; прелюбодей) — лицо муж. пола, предающееся Б.; то же, что развратник.

«Я стал тем, что называют блудником. А быть блудником есть физическое состояние, подобное состоянию морфиниста, пьяницы, курильщика. Как морфинист, пьяница, курильщик уже не нормальный человек, так и человек, познавший нескольких женщин для своего удовольствия, уже не нормальный, а испорченный навсегда человек — блудник». Л. Толстой. Крейцерова соната.

 

«Блудни ты, блудня, куда хуже египетской девки…» В. Личутин. Раскол.

 

«Солнышко мое! Недостоин я тебя, гад, блудодей!» И. Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито.

 

Блудница — лицо жен. пола, предающееся Б.; то же, что развратница.

«Вереницы мечтаний порочных

Озарили гнилые темницы:

В озарении свеч полуночных

Обнаженные пляшут блудницы». Ф. Сологуб.

 

Великая блудница см. Вавилон.

 

Блудный (-ая; -ое) (блудливый; блудящий) — присущий или свойственный Б.

«Вся моя прежняя блудная жизнь встала передо мной, все эти грехи: и святотатство, и надругательство, и любострастие, и обманы, и кривда, и прелюбодеяние, и разбой». М. Салтыков-Щедрин. Губернские очерки.

 

«Блудливая она — Варька, — сказал однажды Пика.- Морозка, муж ее, в отряде, а она блудит…» А. Фадеев. Разгром.

 

«Катерина Львовна дрожала. Ее блудящий взор сосредотачивался и становился диким». Н. Лесков. Леди Макбет Мценского уезда.

 

Заблудший (-ая; -ое) — лицо, ставшее на путь порока (2) в силу обстоятельств.

«…я глубоко несчастливый человек из богемы, лентяй, заблудшая овца». М. Булгаков. Тайному другу.

 

Приблудный (-ая; -ое) /разг./ — свойственный или произошедший в результате Б.

«А детей этих звали приблудными». Н. Кочин. Девки. Парни.

 

2) то же, что непотребстворазвратраспутство.

«Остальные члены свиты разобрали оставшихся танцорок и начался русский блуд — бессмысленный и беспощадный». Ю. Поляков. Небо падших.

 

БЛУДИЛИЩЕ /устар.; англ. Whorehouse; Den of iniquity/, место совершения блуда.

« Где, в каком блудилище столько думают о похоти, как в келье аскета или в каморке старой девы?» И.Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито.

 

БОБЫЛЬ  /устарев./, то же, что холостяк, либо вдовец.

«Хорошо ли бобылем 

Да без крова? 

Это, Ваня, непутем, 

Непутево!” В.Высоцкий. Грустная песня о Ванечке.

/жен./ бобылка.

«Тетка Татьяна была бодрая и еще молодая бобылка». М.Салтыков-Щедрин. Деревенский пожар.

 

БОГЕМА /франц. boheme, от bohemien — цыган/, узкая социальная прослойка художественной интеллигенции (актеры, музыканты, художники, литераторы и др.).

Происхождение термина связано с Богемией — одной из областей Чехии, откуда в 1417—1427 во Францию мигрировали цыгане. В Париже в середине XIX в. артистическая и студенческая молодежь плотно заселила Монмартр и Латинский квартал на левом берегу Сены. Поведение Б. отличалось определенной свободой, пренебрежением к буржуазной морали и бытовым заботам (см. Гризетки). В психологическом плане Б. характеризуется повышенной эмоциональностью, влюбчивостью, склонностью к частой смене партнеров. См. также Контркультура.

Широкой популярности Б. способствовал роман Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» («Scenes de la vie de Boheme», 1851). Тема Б. отражена в одноименных операх Д. Пуччини (1896), Р. Леонкавалло (1897); песне Ш. Азнавура и др.

Б. /разг./: цыганщина.

«Отец и его жена не пускают меня сюда. Говорят, что здесь богема… боятся, как бы я не пошла в актрисы». А. Чехов. Чайка.

 

Богемный (-ая; -ое) — свойственный или присущий Б.

«Утренняя и дневная жизнь были наполнены хлопотами, а по вечерам начиналась жизнь богемная, артистическая». Л. Улицкая. Казус Кукоцкого.

 

БУДУАР /франц. boudoir; от bouder — дуться, капризничать/, личные апартаменты хозяйки дома. См. также Альков.

Нередко совмещался со спальней; служил местом для приемов и интимных свиданий.

«Я — старый будуар, весь полный роз поблеклых

И позабытых мод, где в запыленных стеклах

Пастели грустные и бледные Буше

Впивают аромат…» Ш. Бодлер. Сплин.

 

Б./перенос./ — сфера любовных переживаний.

«В будуаре тоскующей нарумяненной Нелли,

Где под пудрой молитвенник, а на ней Поль де-Кок,

Где брюссельское кружево… на платке из фланели! —

На кушетке загрезился молодой педагог». И. Северянин. Нелли.

 

Б. /разг., иронич./: блудуар.

«Заходит Гришка к царице в блудуар, снимает плисовы штаны и давай дрова рубить!» А. Веселый. Пожар горит-разгорается.

 

Будуарный (-ая; -ое) (альковныйгламурный) — функционально связанный с Б.

«И улавливаю всюду ароматы я —
И духов, и мазей, и румян,
Будуарные, фальшивые, проклятые,
Как напыщенный и пакостный роман
». А. Лозина-Лозинский. Парикмахерская.

 

БЮСТ /нем. Bust/, 1) погрудное скульптурное изображение человека; 

«На стенке в бусах и чадре

Висит грудастый бюст Тамары». Саша Черный. Оазис.

2) жен. грудь. 

«В дамочке бюст для меня основное, — сказал он».  В.Гроссман. Жизнь и судьба. 

Бюстатый (-ая; -ое) – производный неологизм от Б.

“Несколько недостаточно бюстатых соискательниц, понурясь, сами сошли со сцены и оскорбленно удалились.  Ю.Поляков. Небо падших. 

\