Простая древнегреческая баба…
Глупо спрашивать, кто сейчас помнит фильм «Член правительства» 1939 года выпуска? Разве что, какие-нибудь эксперты или заядлые поклонники советского кино. А вот некоторые фразы из этого фильма стали хрестоматийными и нет-нет да и прозвучат в шутливых беседах. Там главная героиня фильма в исполнении В.Марецкой произносит знаменитый монолог: «Вот стою я здесь перед вами, простая русская баба, мужем битая, попами пуганная, врагами советской власти стрелянная — живучая!» Удивительное дело, но с некоторыми поправками то же самое могла бы сказать про себя любая древнегреческая женщина VIII-VI в.в. до н.э.
Положение женщины классической древности было подчиненным, а ее права ограничены. Главной женской добродетелью считалось беспрекословное подчинение отцу и будущему мужу. «Благочестива, скромна, целомудренна. Пряла шерсть» — такие эпитафии часто встречаются на античных женских надгробиях.
Большинство гречанок вступали в брак в 13-15 лет, будучи совершенно неграмотными. Их воспитывали в духе беспрекословного подчинения отцу и будущему мужу. Сами браки рассматривались как «необходимое зло», заключались они преимущественно по материальным соображениям и в целях получения потомства. Иногда брак осуществлялся захватом или покупкой женщины. Известны случаи, когда отец невесты устраивал состязания для женихов или, даже, состязался с ними сам. Так поступил царь Писы Эномай, отец красавицы Гипподамии. Он всячески препятствовал браку дочери и уступил лишь Пелопу, которому проиграл в соревнованиях колесниц.
В любом случае, для вступления в брак согласия женщины не требовалось. Популярный античный мем гласил: «Имя честной женщины должно быть заперто в стенах дома». Замужняя женщина вела замкнутый образ жизни, редко выходя за пределы гинекея (женской половины). Она была хозяйкой для рабов и руководила хозяйством.
Однако, контролировать поведение супруга, а, тем более, требовать от него соблюдения верности, она не имела права. Любые попытки такого рода жестко пресекались и могли привести к тяжелым последствиям. Мужчина пользовался почти полной свободой действий, а для женщины афинский закон предусмотрел: «Женщина, застигнутая на месте прелюбодеяния, лишается права входить в храм, если же она нарушает этот запрет, то к ней можно применить любое наказание».
Законодательство Солона впоследствии еще больше ужесточило эти меры: «Женщина, которая презирает святость брака, думает только об удовлетворении своей страсти, не может требовать для себя никаких прав. Ее дети считаются незаконнорожденными, не могут носить звание гражданина, произносить речи публично и выступать в суде».
Поэт Гесиод (VIII—VII века до н. э.) оставил потомкам советы, как правильно жениться. Желательно, чтобы невеста оказалась девственницей, происходила из родственной или дружеской семьи, чтобы заранее знала обычаи дома, в который входит. Хорошая жена является большой ценностью и, напротив, неудачная женитьба может стать причиной многих бед. В заключение, Гесиод советует избегать кокеток и женщин бойкого нрава, ибо они наверняка будут пренебрегать супружеским долгом. Само собой разумеется, что ни о какой духовности и романтике в отношениях мужчин и женщин речи не шло.
Но сила женщины в ее слабости! Вопреки всем запретам и ограничениям, она хочет оставаться любимой и желанной и это ей практически всегда удается! Степень свободы менялась в каждый исторический момент. Во времена минойской цивилизации полуобнаженные женщины принимали участие в тавромахиях (ритуальных танцах с быками). В «Одиссее» юная царская дочь Навсикая играет, резвится и купается в море, не стесняясь рабов и служанок. В эпоху Гомера свободная древнегреческая женщина без особой нужды не могла появиться на улице, но каждый ее выход сопровождался повышенным вниманием мужчин. Она это знает и умело этим пользуется.
В период классического эллинизма афинянки укладывали свои роскошные локоны на голове в виде узла или короны. Молодые девушки украшали прическу лентами, оставляя лоб открытым. Широко использовали духи и благовония, отбеливали кожу, делали румяна из корней субтропических растений. Модницы нещадно красили глаза и брови, выщипывали волосы на ногах и интимных участках тела.
Необходимой деталью туалета стал строфион – праобраз современного бюстгальтера. Он не только подтягивал грудь, но и создавал некий таинственный покров, еще больше возбуждавший фантазию мужчин.
Археологические находки, относящиеся к тому периоду, свидетельствуют о заметном интересе женщин к серьгам, кольцам, ожерельям, браслетам и другим украшениям из драгоценных металлов. Сохранившиеся статуи дают представление о достаточно скромной верхней одежде афинянок: длинный хитон и пеплос, спадающий широкими складками. В милитаризованной Спарте мода имела свои особенности. Несмотря на суровость законов Ликурга, спартанки носили более короткий хитон и пеплос, перетянутый на талии. Спартанский хитон довольно высоко открывал стройные девичьи ноги, из-за чего в других областях Эллады спартанок называли «голобёдрыми». По мнению историка Плутарха, такая мода стимулировала юношей к скорейшему вступлению в брак и воспроизведению новых защитников отечества.
Репутация женщин, рискнувших бросить вызов сложившимся традициям, сразу оказывалась запятнанной. Ценой неимоверных усилий и неизбежных жертв, им иногда удавалось сломать устоявшиеся стереотипы. Обычный тяжкий путь для большинства героинь своего времени. Шли века, менялись эпохи, но роль и значение женщины в жизни мужчины оставались прежними. Слабая, несчастная, забитая, но все равно самая драгоценная и самая желанная.