Грехопадение

«О люди! Все похожи вы

На прародительницу Еву:

Что вам дано, то не влечет,

Вас непрестанно змий зовет

К себе, к таинственному древу…

Запретный плод вам подавай,

А без того вам рай не рай»

В Библии под грехопадением понимается нарушение заповеди Бога, совершенное первыми обитателями райского сада по наущению змея-искусителя. Господь запретил людям вкушать плоды с дерева познания добра и зла: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая,и дерево познания добра и зла» (Книга Бытия, 2:9). «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Книга Бытия, 2:16–17). Однако, коварный змей убедил первую женщину, что вкусив запретный плод «откроются глаза их и они будут как боги, знающие добро и зло» (Книга Бытия, 3:6).

Микеланджело Буонарроти. Грехопадение и изгнание из рая. Фреска Сикстинской капеллы, ок. 1508-1512

По традиции под запретным плодом подразумевается яблоко, хотя в тексте Библии название фрукта конкретно не указано. По мнению некоторых богословов, запретный плод – это айва или гранат.

Лукас Кранах-старший. Адам и Ева. Фрагмент

Фразеологизм «запретный плод» прочно закрепился в разговорной речи («Запретный плод сладок») и художественной литературе:

«О люди! Все похожи вы

На прародительницу Еву:

Что вам дано, то не влечет,

Вас непрестанно змий зовет

К себе, к таинственному древу…

Запретный плод вам подавай,

А без того вам рай не рай».  А. Пушкин. Евгений Онегин.

Тема «запретного плода» заметно волновала поэтов русского серебряного века (Д.Мережковский, Вяч. Иванов, Н.Гумилев, М.Цветаева, А.Присманова и др.).

«Хотя и страшно было мне и больно, 
Запретный плод прельщал меня невольно». Д.Мережковский. Старинные октавы.

В широком смысле «запретный плод» — то же, что искушение; соблазн.

«Кабинет являлся для Шуры заколдованным царством, к которому она не смела приближаться. Но зато она постепенно завоевала все другие комнаты, которые раньше являлись запретным плодом». Д.Мамин-Сибиряк. Забытый альбом.

«Мечтая о сцене, Тася тайком приехала в театральный клуб, вкусить запретного плода». П.Боборыкин. Китай-город.

Глубокий экзистенциональный смысл грехопадения раскрывается в Библии: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». (Книга Бытия, 3: 1-7).

Впоследствии, многочисленные литературные источники значительно чаще склонялись к натуралистическому описанию самого акта грехопадения.

«Он, без отпора, за руку повел
Ее на затененный бугорок,
Под сень ветвей, под кров густой листвы.
Фиалки, незабудки, гиацинты
И асфоделии служили им
Цветочным ложем, — мягкое как пух
Прохладное земное лоно! Там
Они любви роскошно предались,
Всем наслажденьям плотским, увенчав
Провинность обоюдную, стремясь
Сознание греховности размыкать;
Затем, усталые от страстных ласк,
Заснули, усыпленные росой». Д. Мильтон. Потерянный Рай (Paradise Lost, 1667).

Читайте также  ВЛЮБЛЕНА, КАК КОШКА

«Ева

Адам! Адам! приникни ближе,
Прильни ко мне, Адам! Адам!
Свисают ветви ниже, ниже,
Плоды склоняются к устам.

Адам

Приникни ближе, Ева! Ева!
Темно. Откуда темнота?
Свисают ветви справа, слева,
Плоды вонзаются в уста.

Ева

Адам! Адам! кто ветви клонит?
Кто клонит, слабую, меня?
В певучих волнах тело тонет,
Твои — касанья из огня!

Адам

Что жжет дыханье, Ева! Ева!
Едва могу взглянуть, вздохнуть…
Что это: плод, упавший с древа,
Иль то твоя живая грудь?

Ева

Адам! Адам! я — вся безвольна…
Где ты, где я?., все — сон иль явь?
Адам! Адам! мне больно, больно!
Пусти меня — оставь! оставь!

Адам

Так надо, надо, Ева! Ева!
Я — твой! Я — твой! Молчи! Молчи!
О, как сквозь ветви, справа, слева,
Потоком ринулись лучи!

Ева

Адам! Адам! мне стыдно света!
О, что ты сделал? Что со мной?
Ты позабыл слова запрета!
Уйди! уйди! дай быть одной!

Адам

Как плод сорвал я, Ева, Ева?
Как раздавить его я мог?
О, вот он, знак Святого Гнева, —
Текущий красный, красный сок». В. Брюсов. Адам и Ева.

Если говорить о главных действующих лицах библейского грехопадения то, пожалуй, лишь только мужской персонаж не вызывает никакого сомнения. Адам /от древ. евр. adamah — пыль, прах/, первый человек, отец рода человеческого. Сотворен Господом в шестой день творения мира: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» (Книга Бытия, 2, 7). До поры, до времени пользовался расположением Создателя, пока не нарушил запрет и не навлек божью кару на себя и на весь род людской: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Книга Бытия, 3:23). В дальнейшем Адам явился прародителем всего человечества. Произвел на свет сыновей Каина, Авеля и Сифа и прожил 930 лет. В апокрифической и художественной литературе нередко характеризуется как существо простодушное, павшее жертвой женского коварства и искушения.

«Заботливый, неловкий и немой,

Адам искал восторгов упоенья». А. Пушкин. Гаврилиада.

Образ Адама достаточно широко освещен в легендах и мифах о сотворении мира, философии и искусстве. Наиболее значительные произведения: эпическая поэма «Потерянный рай» Джона Мильтона (1667); «Трагедия о сотворении Адама и изгнании его из рая» Ганса Сакса (первая пол. XVI в.); Фридрих Клопшток «Смерть Адама» (сер. XVIII в.); Йост Вондел «Адам в изгнании» (XVII в.); Уильям Блейк «Бракосочетание Рая и Ада» (1790-1793) и др. В русской литературе: поэзия Валерия Брюсова, Николая Гумилева, Сергея Городецкого и др.

Более сложно обстоит дело с женским персонажем. Естественно, главной претенденткой на роль первой жены Адама является Ева /древне-евр. Хава, букв. “жизнь”/. О ее сотворении в Библии говорится довольно детально: «…для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.» (Книга Бытия, 2, 22-25).

Читайте также  Подглядывать нехорошо!

Именно Ева поддалась искушению змея и уговорила Адама вкусить запретный плод.

«Речь змеи кольцеобразной

Ева внемлет. – Прельщена

Сладким яблоком соблазна,

Пала слабая жена». В.Бенедиктов. Грехопадение.

В исторической памяти Ева осталась грешницей и соблазнительницей, которая по недомыслию обрекла на муки всех своих потомков.

«Библейская, то есть жреческая, легенда о «грехопадении» говорит, что женщина первая сорвала плод «с древа познания добра и зла»». М.Горький. О женщине.

Легитимность статуса Евы подвергается сомнению рядом богословов. Некоторые историки оспаривают ее приоритет и считают первой женой Адама совсем другую женщину. Лилит /Lilith, Lilitu; иврит לילית – букв. «ночная»/ (Джелал; Кель-Джелал), легендарный персонаж аккадской и иудейской мифологии, не признаваемый официальным богословием. Упоминается в сохранившихся списках Эпоса о Гильгамеше (VII в. до н.э.), Кумранских рукописях (250 до н.э. — 68), каббалистической Книге Зогар (II в.) и др. В Ветхом Завете имя Лилит отсутствует. Однако, в тексте имеется указание, что в день шестой, т.е. еще до создания Евы из ребра Адама, уже существовала некая женщина: “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Бытие. I, 27); «И был вечер, и было утро: день шестой» (Книга Бытия, I, 31).

Согласно легенде, Адам и Лилит очень любили друг друга, но постоянно соперничали за главенство в доме. “Алфавит Бен-Сира” (“The Alphabet of Ben-Sira”, между VIII-XI в.в.) утверждает, что Лилит, якобы, не пожелала занимать нижнее положение во время полового акта: “Она сказала, я не буду лежать ниже, и он сказал, я не буду лежать ниже, но только на вершине. Ты пригодна находиться только в подвластном положении, в то время как я – в превосходящем”. Строптивая Лилит изменила мужу с демоном Асмодеем, за что была изгнана из рая.

Тоскующий Адам умолял бога Яхве вернуть ему Лилит. Тот послал за ней ангелов Сеноя, Сансеноя и Семангелофа, однако, Лилит ответила категорическим отказом. Она превратилась в царицу ночи, повелительницу ночных демонов. Наводила порчу на младенцев, вызывала бесплодие у женщин, похищала сперму молодых мужчин, чтобы зачать новых чудовищ. В Книге пророка Исайи Лилит упоминается как «ночное привидение». В “Септуагинте” (греч. перевод Библии) Лилит предстает в виде онокентавра (onokentauros) – гибрида осла и человека. В древне-греч. мифологии отождествлялась с ламией – безумным вампиром в женском облике, а также с богиней луны Гекатой. В средневековом фольклоре считалась предводительницей инкубов-суккубов; послужила праобразом валькирии Брунгильды – героини “Саги о Нибелунгах”.

 

Лилит, царица ночи. Рельеф ок. 1800-1750 до д.э.

Образ Лилит породил целую традицию в мировом искусстве: поэма Данте Габриеля Россетти «Райская обитель» (1868), фантастическая новелла Джорджа Макдональда «Лилит» (1895), рассказ Анатоля Франса «Дочь Лилит», стихотворения Федора Сологуба, Аветиса Исаакяна, Владимира Набокова, Марины Цветаевой («Попытка ревности») и др. Лилит является одним из персонажей трагедии Гете «Фауст», философских трактатов Алистера Кроули “О волшебном искусстве” (“De Arte Magica”) и Даниила Андреева «Роза мира».

Лилит – прототип роковых женщин, повелевающих сердцами мужчин (Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Луиза Казати, Мата Хари и др.); /перен./ — исчадие ада и олицетворение зла.

“Во мне душа Лилит, лунная, холодная душа первой эдемской девы, первой жены Адама. Земное, дневное, грубое солнце мне, бледной Лилит, ненавистно. Не люблю я дневной жизни и безобразных ее достижений. К холодным успокоениям зову я тех, кого полюбила. К восторгам безмерной и невозможной любви зову я их.” Ф.Сологуб. Красногубая гостья.

 

\