ПРИЗРАК МАРИИ-АНТУАНЕТТЫ

Никто не знает, что на самом деле произошло в тот жаркий день 10 августа 1901 года в версальском парке. До сих пор эта загадочная история вызывает жгучий интерес и горячие споры.

ПРИЗРАК МАРИИ-АНТУАНЕТТЫ Сверхъестественное, История, Франция, Длиннопост, 18 век

Началось с того, что две не первой молодости дамы из Оксфорда решили посетить Францию. В молодости Элеанор Журден (1863–1924) проживала в Париже и преподавала иностранный язык детям английских иммигрантов. Ей не терпелось вновь побывать на своей малой родине вместе со своей подругой Шарлоттой Энн Моберли (1846–1937). Дамы возглавляли женский колледж Святого Хью в Оксфорде и, к тому же, происходили из семей высшего духовенства. Естественно, пользовались абсолютно безупречной репутацией. Ходили, правда, слухи, что они испытывали друг к другу страстную привязанность особого рода (folie a deux, как туманно выражались в те строгие викторианские времена). Однако, дальше сплетен дело не заходило и никаких доказательств на сей счет не сохранилось.

Шарлотта Энн Моберли (слева) и Элеанор Журден (справа)

ПРИЗРАК МАРИИ-АНТУАНЕТТЫ Сверхъестественное, История, Франция, Длиннопост, 18 век

Свой заслуженный отпуск классные дамы решили начать с осмотра достопримечательностей французской столицы. Разумеется, в этом случае, никак нельзя было миновать посещения Версаля – бывшей резиденции французских королей. Несмотря на всю свою образованность, англичанки не особо разбирались в истории. По собственному признанию Ш. Моберли: «У нас были очень смутные представления о том, куда мы направляемся и что там можно увидеть. Мы обе думали, что прогулка может оказаться скучной. Мы сидели в Зеркальном зале, в открытые окна дул приятный свежий ветерок. Я предложила посмотреть Малый Трианон».  

Малый Трианон. Современная фотография.

ПРИЗРАК МАРИИ-АНТУАНЕТТЫ Сверхъестественное, История, Франция, Длиннопост, 18 век

Как известно, в 1774  г. король Людовик XVI  подарил этот небольшой дворец своей любимой девятнадцатилетней жене Марие-Антуанетте. О чем и было сказано в самом надежном и популярном путеводителе Бедекера, которым  пользовались все путешествующие по Европе, Но у туристок из Англии что-то пошло не так! Они пропустили поворот на главную аллею, ведущую к зданию, и свернули на боковую тропинку. Дальше началась сплошная мистика.

Внезапно подруг охватило странное оцепенение и тревога. Цветочные клумбы и деревья утратили перспективу и стали плоскими, как на плохой картине. Они не отбрасывали тени и не шевелили ветвями. Под звуки старинного котильона появились лакеи в серо-зеленых ливреях и маленьких треугольных шляпах. Они любезно раскланивались и жестами указывали дальнейший путь. Возле Храма любви сбитых с толку англичанок встретил величественный мужчина, облаченный в расшитый золотом камзол. За ним, на изумрудно-зеленой лужайке располагалась живописная группа мужчин и женщин в париках и атласных платьях. Все фигуры замерли в неподвижных  позах, как на сцене или в витрине музея восковых фигур мадам Тюссо. На переднем плане сидела молодая женщина с мольбертом. Она была так увлечена рисованием, что не обратила на обалдевших туристок абсолютно никакого внимания и даже не удостоила их взглядом.

Читайте также  ТОЛЬКО НЕ СЕГОДНЯ, ЖОЗЕФИНА!

Ощущение реальности далеко не сразу вернулось к Ш. Моберли и Э. Журден. Им понадобилась целая неделя для того, чтобы придти в себя и собраться с мыслями. Рассматривая галерею старинных портретов, дамы пришли к выводу, что видели саму королеву Марию-Антуанетту, какой ее изобразил художник Адольф Ульрих Вертмюллер в 1785 году. В мужчине-распорядителе они однозначно признали ее преданного друга графа де Водрейля.

А. Вертмюллер. Портрет Марии-Антуанетты с детьми в Версальском парке.

ПРИЗРАК МАРИИ-АНТУАНЕТТЫ Сверхъестественное, История, Франция, Длиннопост, 18 век

 

В мужчине-распорядителе они однозначно признали ее преданного друга графа де Водрейля.

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет графа де Водрейля.

ПРИЗРАК МАРИИ-АНТУАНЕТТЫ Сверхъестественное, История, Франция, Длиннопост, 18 век

Ш. Моберли и Э. Журден еще несколько раз наведались в Версаль, но загадочное видение больше не появлялось. Никаких следов присутствия членов королевского двора в парке не обнаружилось. Тем не менее, Ш. Моберли и Э. Журден были убеждены, что стали свидетелями тех событий, которые произошли 10 августа 1792 года, всего за шесть недель до падения французской монархии, когда дворец Тюильри уже был осажден восставшими. Они не оставляли надежды разобраться в этом странном и необъяснимом происшествии.  Спустя десять лет Ш. Моберли и Э. Журден поведали свою историю в небольшой книжечке под незамысловатым названием «Приключение».

Дамы предусмотрительно скрыли свое авторство под псевдонимами Элизабет Морисон и Фрэнсис Ламонт, так как справедливо опасались ядовитых насмешек со стороны либеральных скептиков. Вопреки ожиданиям, их сочинение было встречено с большим интересом и даже сочувствием. Общество переживало увлечение спиритизмом и парапсихологией, поэтому книжечка пришлась весьма кстати. Конечно, не обошлось без намеков на то, что старые девы просто перегрелись на солнышке. Несколько психиатров вполне определенно высказалось в том духе, что все произошедшее было не более, чем галлюцинация. Дотошные журналисты раздобыли старинный план Версальского парка и не нашли на нем тех дорожек и мостиков, которые фигурируют в описаниях авторов.

Читайте также  МАРИЯ-АНТУАНЕТТА. ч.3. ВДОВА КАПЕТ.

Оригинальное объяснение было предложено в 1965  г. французским писателем Филиппом Жуллианом. По его мнению, дамы пали жертвой исторической реконструкции, устроенной любителями старины. Во время описываемых событий в пригороде Версаля проживал небезызвестный граф Роберт де Монтескье-Фезенсак. Лощеный аристократ, денди, покровитель искусств, знаковая фигура французской Бель Эпок. Он часто устраивал костюмированные балы, на которых гости исполняли живые картины на разные исторические сюжеты. Не исключено, что простодушные англичанки могли принять художественную мистификацию за чистую монету.

Джованни Болдини. Портрет Р. де Монтескье-Фезенсака. 1897.

ПРИЗРАК МАРИИ-АНТУАНЕТТЫ Сверхъестественное, История, Франция, Длиннопост, 18 век

В некоторых источниках даже называются возможные исполнительницы роли Марии-Антуанетты. Это могла быть двоюродная сестра Р. де Монтескье графиня Элизабет Греффюль, хозяйка одного из самых модных салонов Парижа. Другой вероятной кандидатурой на роль королевы считается маркиза д’Эрве де Сан-Дени

Филип де Ласло. Портрет графини Э. Греффюль. 1905.

ПРИЗРАК МАРИИ-АНТУАНЕТТЫ Сверхъестественное, История, Франция, Длиннопост, 18 век

 

Раймундо Мадразо. Маркиза д’Эрве де Сан-Дени в образе Дианы. 1885.

ПРИЗРАК МАРИИ-АНТУАНЕТТЫ Сверхъестественное, История, Франция, Длиннопост, 18 век

Несмотря на недоверие критики, Ш. Моберли и Э. Журден упорно твердили свое и не желали слушать никаких аргументов. Более того, впоследствии обе дамы не раз заявляли о своих новых  паранормальных контактах. Ш. Моберли утверждала, что в 1914 г. встретила в Лувре римского императора Константина. Он предстал человеком громадного роста, в тоге и золотой короне. Правда, никто из других посетителей музея его не заметил. А вот Э. Журден во время Первой мировой войны и вовсе обнаружила в колледже Святого Хью немецкого шпиона. Разгоревшийся скандал привел к разбирательству секретных служб и массовому увольнению преподавателей. До конца жизни почтенные дамы мучились жуткими гипнопомпическими сновидениями, которые заставляли их невыносимо страдать.

В 1981 г. история Ш. Моберли и Э. Журден экранизирована режиссером И.Кертисом на английском телевидении («Miss Morison’s Ghosts») с Венди Хиллер в роли Моберли и Ханны Гордон в роли Журден. Этой же теме посвящена 90-минутная радиопостановка Би-Би-Си в 2004 и 2015 г.г.

\