ОГНЕННАЯ ДЖО

Джоанна Хиффернан – натурщица, муза и любовница двух замечательных живописцев XIX в. – Джеймса Уистлера (1834-1903) и Гюстава Курбе (1819-1877).

4.JPG

Д. Уистлер. Джоанна. 1861

Родилась в Ирландии в 1843 в неблагополучной семье сильно пьющего отца. Вскоре переехала в Лондон, в 1862 после смерти матери осталась без средств существования. В одной из художественных студий познакомилась с молодым, но уже получившим известность англо-американским художником Д. Уистлером. С нее он написал свою первую знаменитую работу «Симфония в белом N 1: девушка в белом». Вокруг картины сразу развернулась бурная полемика. Одни считали ее воплощением литературного образа «Женщины в белом» — героини популярного романа Уилки Коллинза. Другие усматривали в картине явный символический подтекст: лилия в руке Джоанны символизировала утраченную невинность, а волчья шкура, на которой она стоит – агрессивную  женскую сексуальность.

File:Whistler James Symphony in White no 1 (The White Girl) 1862.jpg

Д. Уистлер. Симфония в белом N 1: девушка в белом. 1862

Д. Уистлер еще не раз запечатлел Д. Хиффернан на своих полотнах («Симфония в белом N 2: девушка в белом», «Леди поместья Лижсен», «Золотой занавес», «Симфония в белом N 3» и др.).

1.JPG

Д. Уистлер. Симфония в белом N 2: девушка в белом. 1864

 

Д. Уистлер. Симфония в белом N 3: девушка в белом. 1865 -1867

Девушка превратилась в знаковую фигуру лондонской богемной тусовки. С легкой руки художника она получила прозвище Огненная Джо за необыкновенный темно-рыжий оттенок волос. Однако, многие осуждали художника за связь с натурщицей, которая в глазах общества недалеко ушла от обыкновенной проститутки. Фанатично религиозная мать Д. Уистлера настояла, чтобы Джоанна покинула дом сына. Окончательный крест за близости Д. Уистлера и Д. Хиффернан поставило ее знакомство в 1865 с маститым и признанным французским художником Г. Курбе.

Читайте также  АЛАСТЕР - ГЕНИЙ ЭРОТИЗМА

Судя по отдельным воспоминаниям, Джоанна некоторое время отвечала взаимностью сразу обоим своим покровителям. Она поддерживала дружеские и деловые отношения  с Д. Уистлером и в дальнейшем, в частности,  помогала продавать его картины, заботилась о его внебрачных детях и др. Тем не менее, с осени 1865 Д. Хиффернан превратилась в постоянную музу и натурщицу Г. Курбе. К этому периоду относится его работа  «Прекрасная ирландка». Г.Курбе изготовил  четыре копии полотна, ныне находящиеся в различных музеях. В этом же году он написал еще один «Портрет Джо» с убранными назад волосами.

Снимок.JPG

Г. Курбе. Прекрасная ирландка. 1866

В 1866 Г. Курбе создал откровенно эротическое полотно «Спящие» («Le Sommeil»), также известное под названиями «Две подруги» («Les Deux Amies») и «Лень и похоть» («Paresse et Luxure»). Картина была написана по заказу турецкого дипломата и коллекционера Халил-бея, также как «Турецкие бани» Энгра. Одной из моделей для нее послужила Джоанна Хиффернан. Вид двух обнявшихся обнаженных женщин не оставлял никаких сомнений в характере их отношений.  По всей вероятности, при создании художник вдохновлялся образами «Проклятых женщин» Ипполиты и Дельфины из поэтического сборника Шарля Бодлера «Цветы зла» (1857). Картина не выставлялась публично до 1988, в  настоящее время хранится в парижском Малом дворце. 

Gustave Courbet - Le Sommeil (1866), Paris, Petit Palais.jpg

Г. Курбе. Спящие. 1866

Безусловно, Д. Хиффернан произвела на Г. Курбе весьма сильное и глубокое  впечатление. По мнению ряда специалистов, именно ее тело художник изобразил на скандально известной картине «Происхождение мира» («l’Origine du monde»). Впрочем, никаких фактов подтверждающих эту версию не существует.

Origin-of-the-World.jpg

Г.Курбе. Происхождение мира. 1866

Заказчиком картины являлся все тот же Халил-бей, а наиболее вероятной моделью его тогдашняя любовница танцовщица Констанс Кеньо.

Читайте также  ДЫБЕНКО, КОЛЛОНТАЙ: ЭХ, ЯБЛОЧКО, КУДЫ ТЫ КОТИССЯ…

File:Nadar - Constance Quéniaux.jpg

Констанс Кеньо. Фотография Надара, 1861

С момента создания картина считалась художественной провокацией и не выставлялась для всеобщего обозрения более 120 лет. После долгих скитаний по запасникам и смены многих владельцев полотно, наконец, нашло место в постоянной экспозиции музея д’Орсе в Париже.

Сведений о последних годах жизни Джоанны Хиффернан практически не сохранилось. В письме от 18 декабря 1882 жена Г.Курбе Жюльет упоминает, что однажды встретила в Ницце некую ирландку, которая распродавала наброски картин Г.Курбе. Некоторые современники припоминали, что во время похорон Д. Уистлера возле гроба долго стояла пожилая огненноволосая женщина со следами былой красоты на лице.

 

\