
ОГНЕННАЯ ДЖО
Джоанна Хиффернан – натурщица, муза и любовница двух замечательных живописцев XIX в. – Джеймса Уистлера (1834-1903) и Гюстава Курбе (1819-1877).
Д. Уистлер. Джоанна. 1861
Родилась в Ирландии в 1843 в неблагополучной семье сильно пьющего отца. Вскоре переехала в Лондон, в 1862 после смерти матери осталась без средств существования. В одной из художественных студий познакомилась с молодым, но уже получившим известность англо-американским художником Д. Уистлером. С нее он написал свою первую знаменитую работу «Симфония в белом N 1: девушка в белом». Вокруг картины сразу развернулась бурная полемика. Одни считали ее воплощением литературного образа «Женщины в белом» — героини популярного романа Уилки Коллинза. Другие усматривали в картине явный символический подтекст: лилия в руке Джоанны символизировала утраченную невинность, а волчья шкура, на которой она стоит – агрессивную женскую сексуальность.
Д. Уистлер. Симфония в белом N 1: девушка в белом. 1862
Д. Уистлер еще не раз запечатлел Д. Хиффернан на своих полотнах («Симфония в белом N 2: девушка в белом», «Леди поместья Лижсен», «Золотой занавес», «Симфония в белом N 3» и др.).
Д. Уистлер. Симфония в белом N 2: девушка в белом. 1864
Д. Уистлер. Симфония в белом N 3: девушка в белом. 1865 -1867
Девушка превратилась в знаковую фигуру лондонской богемной тусовки. С легкой руки художника она получила прозвище Огненная Джо за необыкновенный темно-рыжий оттенок волос. Однако, многие осуждали художника за связь с натурщицей, которая в глазах общества недалеко ушла от обыкновенной проститутки. Фанатично религиозная мать Д. Уистлера настояла, чтобы Джоанна покинула дом сына. Окончательный крест за близости Д. Уистлера и Д. Хиффернан поставило ее знакомство в 1865 с маститым и признанным французским художником Г. Курбе.
Судя по отдельным воспоминаниям, Джоанна некоторое время отвечала взаимностью сразу обоим своим покровителям. Она поддерживала дружеские и деловые отношения с Д. Уистлером и в дальнейшем, в частности, помогала продавать его картины, заботилась о его внебрачных детях и др. Тем не менее, с осени 1865 Д. Хиффернан превратилась в постоянную музу и натурщицу Г. Курбе. К этому периоду относится его работа «Прекрасная ирландка». Г.Курбе изготовил четыре копии полотна, ныне находящиеся в различных музеях. В этом же году он написал еще один «Портрет Джо» с убранными назад волосами.
Г. Курбе. Прекрасная ирландка. 1866
В 1866 Г. Курбе создал откровенно эротическое полотно «Спящие» («Le Sommeil»), также известное под названиями «Две подруги» («Les Deux Amies») и «Лень и похоть» («Paresse et Luxure»). Картина была написана по заказу турецкого дипломата и коллекционера Халил-бея, также как «Турецкие бани» Энгра. Одной из моделей для нее послужила Джоанна Хиффернан. Вид двух обнявшихся обнаженных женщин не оставлял никаких сомнений в характере их отношений. По всей вероятности, при создании художник вдохновлялся образами «Проклятых женщин» Ипполиты и Дельфины из поэтического сборника Шарля Бодлера «Цветы зла» (1857). Картина не выставлялась публично до 1988, в настоящее время хранится в парижском Малом дворце.
Г. Курбе. Спящие. 1866
Безусловно, Д. Хиффернан произвела на Г. Курбе весьма сильное и глубокое впечатление. По мнению ряда специалистов, именно ее тело художник изобразил на скандально известной картине «Происхождение мира» («l’Origine du monde»). Впрочем, никаких фактов подтверждающих эту версию не существует.
Г.Курбе. Происхождение мира. 1866
Заказчиком картины являлся все тот же Халил-бей, а наиболее вероятной моделью его тогдашняя любовница танцовщица Констанс Кеньо.
Констанс Кеньо. Фотография Надара, 1861
С момента создания картина считалась художественной провокацией и не выставлялась для всеобщего обозрения более 120 лет. После долгих скитаний по запасникам и смены многих владельцев полотно, наконец, нашло место в постоянной экспозиции музея д’Орсе в Париже.
Сведений о последних годах жизни Джоанны Хиффернан практически не сохранилось. В письме от 18 декабря 1882 жена Г.Курбе Жюльет упоминает, что однажды встретила в Ницце некую ирландку, которая распродавала наброски картин Г.Курбе. Некоторые современники припоминали, что во время похорон Д. Уистлера возле гроба долго стояла пожилая огненноволосая женщина со следами былой красоты на лице.