ДЖО ХИФФЕРНАН: БЕССОВЕСТНАЯ МУЗА
Джоанна Хиффернан – натурщица, муза и любовница двух крупнейших живописцев XIX в. – Джеймса Уистлера (1834-1903) и Гюстава Курбе (1819-1877).
Д. Уистлер. Джоанна. 1861
Родилась в Ирландии в 1843 в неблагополучной семье сильно пьющего отца. Вскоре переехала в Лондон, в 1862 после смерти матери осталась без средств существования. В одной из художественных студий познакомилась с молодым, но уже получившим известность англо-американским художником Д. Уистлером. С нее он написал свою первую знаменитую работу «Симфония в белом N 1: девушка в белом». Вокруг картины сразу развернулась бурная полемика. Одни считали ее воплощением литературного образа «Женщины в белом» — героини популярного романа Уилки Коллинза. Другие усматривали в картине явный символический подтекст: лилия в руке Джоанны символизировала утраченную невинность, а волчья шкура, на которой она стоит – агрессивную женскую сексуальность.
Д. Уистлер. Симфония в белом N 1: девушка в белом. 1862
Д. Уистлер еще не раз запечатлел Д. Хиффернан на своих полотнах («Симфония в белом N 2: девушка в белом», «Леди поместья Лижсен», «Золотой занавес», «Симфония в белом N 3» и др.).
Д. Уистлер. Симфония в белом N 2: девушка в белом. 1864
Д. Уистлер. Симфония в белом N 3: девушка в белом. 1865 -1867
Девушка превратилась в знаковую фигуру лондонской богемной тусовки. С легкой руки художника она получила прозвище Огненная Джо за необыкновенный темно-рыжий оттенок волос. Однако, многие осуждали художника за связь с натурщицей, которая в глазах общества недалеко ушла от обыкновенной проститутки. Фанатично религиозная мать Д. Уистлера настояла, чтобы Джоанна покинула дом сына. Окончательный крест за близости Д. Уистлера и Д. Хиффернан поставило ее знакомство в 1865 с маститым и признанным французским художником Г. Курбе.
Судя по отдельным воспоминаниям, Джоанна некоторое время отвечала взаимностью сразу обоим своим покровителям. Она поддерживала дружеские и деловые отношения с Д. Уистлером и в дальнейшем, в частности, помогала продавать его картины, заботилась о его внебрачных детях и др. Тем не менее, с осени 1865 Д. Хиффернан превратилась в постоянную музу и натурщицу Г. Курбе. К этому периоду относится его работа «Прекрасная ирландка». Г.Курбе изготовил четыре копии полотна, ныне находящиеся в различных музеях. В этом же году он написал еще один «Портрет Джо» с убранными назад волосами.
Г. Курбе. Прекрасная ирландка. 1866
В 1866 Г. Курбе создал откровенно эротическое полотно «Спящие» («Le Sommeil»), также известное под названиями «Две подруги» («Les Deux Amies») и «Лень и похоть» («Paresse et Luxure»). Картина была написана по заказу турецкого дипломата и коллекционера Халил-бея, также как «Турецкие бани» Энгра. Одной из моделей для нее послужила Джоанна Хиффернан. Вид двух обнявшихся обнаженных женщин не оставлял никаких сомнений в характере их отношений. По всей вероятности, при создании художник вдохновлялся образами «Проклятых женщин» Ипполиты и Дельфины из поэтического сборника Шарля Бодлера «Цветы зла» (1857):
«Под лаской тусклых ламп, с дурманом сладким слитой
На мягкие припав подушки головой,
О негах огненных мечтала Ипполита,
Срывающих покров невинности младой».
Картина не выставлялась публично до 1988, в настоящее время хранится в парижском Малом дворце.
Г. Курбе. Спящие. 1866
Безусловно, огненноволосая Джо произвела на Г. Курбе весьма сильное и глубокое впечатление. По мнению ряда специалистов, именно ее тело художник изобразил на скандально известной картине «Происхождение мира» («l’Origine du monde»). Впрочем, на этот счет существуют и иные версии.
Г.Курбе. Происхождение мира. 1866
Заказчиком картины являлся все тот же Халил-бей, а наиболее вероятной моделью его тогдашняя любовница танцовщица Констанс Кеньо.
Констанс Кеньо. Фотография Надара, 1861
С момента создания картина считалась художественной провокацией и не выставлялась для всеобщего обозрения более 120 лет. После долгих скитаний по запасникам и смены многих владельцев полотно, наконец, нашло место в постоянной экспозиции музея д’Орсе в Париже.
Сведений о последних годах жизни Джоанны Хиффернан практически не сохранилось. В письме от 18 декабря 1882 жена Г.Курбе Жюльет упоминает, что однажды встретила в Ницце некую ирландку, которая распродавала наброски картин Г.Курбе. Некоторые современники припоминали, что во время похорон Д. Уистлера возле гроба долго стояла пожилая огненноволосая женщина со следами былой красоты на лице.