Чернышевский. «Что делать?»

В середине XIX в. русские либералы и революционные демократы дружно обсуждали так называемый  «женский вопрос» — предоставление женщине равных с мужчиной социальных прав.  Этой злободневной теме посвящен роман Николая Чернышевского “Что делать” (1862-1863).

 
Н. Г. Чернышевский. Фотография В. Я. Лауфферта. 1859

Пафосное до карикатурности произведение направлено на борьбу за высокие общественные идеалы, освобождение женщин от вечного ига трех К (нем. Kirche, Kuche, Kinder – церковь, кухня, дети). Главная героиня Вера Павловна Розальская родилась в семье недостойных, нечистых на руку родителей. Она не хочет жить их жизнью, решительно отказывается от замужества, на котором настаивает ее мать: «Я хочу быть независима и жить по-своему; что нужно мне самой, на то я готова; чего мне не нужно, того я не хочу и не хочу… Я не хочу ни от кого требовать ничего, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна«.

Вера Павловна выходит замуж за учителя Лопухова, но живет с ним, как с братом, в разных комнатах, встречаясь лишь для трапез или бесед, непременно, на темы социального равенства. Она устраивает швейную мастерскую, прибыль от которой равно распределяется между работницами. Тем самым, она спасает молодых девушек от нищеты и беспутной жизни.

 
Швейная мастерская Веры Павловны.

Одна из них – бывшая проститутка Настасья Крюкова: «Я была очень дурная девушка, Вера Павловна.

— Вы, Настасья Борисовна?

— Да, Вера Павловна, была. И я была очень дерзкая, у меня не было никакого стыда, и я была всегда пьяная — у меня оттого и болезнь, Вера Павловна, что при своей слабой груди я слишком много пила».

Прошлое Настасьи Крюковой весьма неприглядно: « Я ходила по Невскому, Вера Павловна; только еще вышла, было еще рано; идет студент, я привязалась к нему. Он ничего не сказал, а перешел на другую сторону улицы. Смотрит, я опять подбегаю к нему, схватила его за руку. «Нет, — я говорю, — я не отстану от вас, вы такой хорошенький». — «А я вас прошу об этом, оставьте меня», — он говорит. «Нет, пойдемте со мной». — «Незачем». — «Ну, так я с вами пойду. Вы куда идете? Я уж от вас ни за что не отстану». Ведь я была такая бесстыдная, хуже других.» Вера Павловна находит для нее единственно правильное утешение: «Оттого, Настасья Борисовна, что, может быть, на самом-то деле были застенчивы, совестились». Этих слов оказалось вполне достаточно, чтобы спасти заблудшую душу.

Читайте также  ВЛЮБЛЕННЫЙ ЧАПЛИН. часть 3. УНА

Примечательно, что идейной вдохновительницей Веры Павловны в романе является бывшая французская этуаль Жюли. По воле автора, женщина легкого поведения оказывается чуть ли не воплощенной добродетелью, исполненной внутреннего благородства: «Та ли это Жюли, которую знает вся аристократическая молодежь Петербурга? Та ли это Жюли, которая отпускает шутки, заставляющие краснеть иных повес? Нет, это княгиня, до ушей которой никогда не доносилось ни одно грубоватое слово». Жюли настолько привержена идеалам свободы, что отказывает в близости богатому молодому Сержу. Именно в уста Жюли Н.Чернышевский вложил фразу, которую потом тысячи раз повторяли ревнители моральной чистоты: «Умри, но не давай поцелуя без любви!».

Свою книгу Н.Чернышевский посвятил горячо любимой жене Ольге Сократовне, урожденной Васильевой: «…по приезде в Саратов он не мог не влюбиться в девятнадцатилетнюю дочку доктора Васильева, цыгановатенькую барышню с висячими серьгами в длинных мочках ушей, полуприкрытых темными прядями. Задира, жеманница, «мишень и краса провинциального бала», по слову безымянного современника, она шумом своих голубых шу и певучестью речи обольстила и оболванила неуклюжего девственника». В.Набоков. Дар.

 
Ольга Сократовна Чернышевская

Н.Чернышевский не раз признавался, что писательский труд дается ему нелегко. Впрочем, сочинять ничего особо не приходилось. Жизнь сама творила сюжет. По воспоминанию историка И.Е. Забелина: «Жена его милая особа, вроде цыганки. Недурна собою, и супруги, кажется, до сих пор по уши влюблены друг в друга. После обеда она поила его кофе, перемешанным частыми поцелуями. Села к нему на колени, обняла голову, давала по глотку кофе и по поцелую«. Еще до брака Н.Чернышевский отметил в дневнике, что готов к появлению у жены «серьезной страсти«, если это будет «достойный человек«. Таких достойных людей у Ольги Сократовны оказалось несколько. Особенно далеко продвинулись ее отношения с полковником Генерального штаба Иваном Савицким. Свидания происходили прямо в квартире Н.Чернышевского, который в это время работал в своем кабинете. Практически то же самое происходило и в романе «Что делать»: муж Веры Павловны Лопухов с пониманием относится к связи жены со своим другом Кирсановым.

Читайте также  АБЕЛЯР. ОБЛАКО В ШТАНАХ

Современники легко узнавали реальных прототипов главных героев романа. 

 

 

 

 

Лишь однажды Н.Чернышевский почувствовал себя по-настоящему обиженным. Ольга Сократовна увлеклась его близким другом и единомышленником Николаем Добролюбовым. Тот в одном из писем писал, что «несколько бесед с нею в доме, две-три поездки в театр и, наконец, два-три катанья на тройке за город… совершенно меня помутили… я не должен ничего добиваться, потому что Н.Г. все-таки мне дороже ее. Но в то же время я не имею сил отстать от нее, не могу не чувствовать особенной радости при всяком знаке ее расположения«. И хотя Н.Добролюбов был вполне «достойным человеком«, между двумя революционными демократами произошло неприятное объяснение. Кстати, другая героиня романа «Что делать» француженка Жюли Ле-Телье реально существовала и приходилась любовницей все тому же Н.Добролюбову.

 
Николай Добролюбов

Для читателей книга Н.Чернышевского стала своего рода знаменем в борьбе за свободу и равенство полов. Она вызвала неподдельный восторг вождя мировой революции В.Ленина, пользовалась огромной популярностью в СССР. Хотя роман и не решил женский вопрос полностью, но указал возможные пути его решения. Социальные утопии обладают невероятной притягательной силой. Сегодня за дело взялись все мировые силы: маститые политики, оголтелые американские профессорши, профессиональные жертвы харассмента, участницы движения Femen, Pussy Riot и мн., мн. другие. То ли еще будет…

\