ЦАРИЦА ГРОЗНАЯ, ЧУМА…

«Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой…
Что делать нам? и чем помочь?» А.Пушкин. Пир во время чумы.

Согласно Библии, примерно за  2500 лет до сегодняшнего коронавируса древний мир уже подвергался действию массовой эпидемии. В первой книге Царств (глава 5) описывается война израильтян с филистимлянами, в которой израильтяне потерпели поражение и едва не лишились ковчега Господня. Однако, филистимляне рано радовались победе. Вскоре на них обрушилась страшный мор, грозивший им полным истреблением. Прежде других пострадали жители города Азот (Ашдод): «9. После того как отправили его (ковчег), была рука Господа на городе — ужас весьма великий, и поразил Господь жителей города от малого до большого, и показались на них наросты… 12. И те, которые не умерли, поражены были наростами, так что вопль города восходил до небес». Есть все основания предположить, что речь в Библии идет именно об эпидемии чумы. 

Никола Пуссен. Чума в Ашдоде. ок. 1631. Лувр, Париж. Художник создал картину, вдохновившись библейским сюжетом, а также собственным опытом: в 1630 г. он был застигнут чумой в Риме.
Никола Пуссен. Чума в Ашдоде. ок. 1631. Лувр, Париж. Художник создал картину, вдохновившись библейским сюжетом, а также собственным опытом: в 1630 г. он был застигнут чумой в Риме.

Одной из первых известных в истории пандемий явилась так называемая Юстинианова чума, названная по имени императора Византии Юстиниана I. Именно в период его правления в VI в. страшная болезнь мгновенно охватила весь окружающий мир. Предположительно, она зародилась в Египте или Эфиопии и проникла в средиземноморские страны вместе с купцами, которые везли товары из северной Африки. К середине VII в. эпидемия уже бушевала по всей Европе, унеся жизни 100-150 миллионов человек, что составляло около трети всего населения тогдашнего мира. В одном только Константинополе ежедневно умирало по 5 тысяч несчастных, а в отдельные дни смертность достигала 10 тысяч. 

Черная смерть. Средневековая гравюра.
Черная смерть. Средневековая гравюра.

По словам греческого летописца Прокопия Кесарийского: «От чумы не было человеку спасения, где бы он ни жил — ни на острове, ни в пещере, ни на вершине горы. Много домов опустело, и случалось, что многие умершие, за неимением родственников или слуг, лежали по нескольку дней несожженными. В это время мало кого можно было застать за работой. Большинство людей, которых можно было встретить на улице, были те, кто относил трупы…»

Эпидемия продолжалась  два с лишним столетия, а затем внезапно прекратилась сама собой. Однако, в 1346 г. черная смерть вернулась в еще более страшном обличье. Она передавалась с быстротой молнии через зараженный воздух и физические контакты. Кожа больных покрывалась «бубонами» — воспалившимися и распухшими до огромных размеров лимфоузлами. Несчастных охватывала лихорадка, они кашляли кровью, заживо загнивали и умирали в ужасных мучениях. Вся Италия  оказалась охвачена эпидемией. По описанию Джованни Боккаччо, во Флоренции люди замертво падали на улицах, разлагающиеся трупы смердили, отравляя воздух. Никто не хотел к ним прикасаться, и только мародеры, пользуясь случаем, очищали карманы мертвецов. 

Читайте также  МОЛОТ ВЕДЬМ
Питер Брейгель Старший. Триумф смерти, 1562.
Питер Брейгель Старший. Триумф смерти, 1562.

Триста лет бубонная чума свирепствовала в странах Старого Света. Она опустошила Францию, Германию, Австрию, Англию, Нидерланды, Польшу, достигла Норвегии и даже Гренландии. Досталось и России. В Москве умерших свозили на специальное кладбище возле села Ваганьково. По самым скромным подсчетам, эпидемия унесла не менее 60 миллионов жизней, смертность достигала до 90%. Повторные вспышки болезни волнами возникали вплоть до XIX в. 

Чума в Лондоне. 1665.
Чума в Лондоне. 1665.

Общество оказалось не готово к таким испытаниям. Достигнутый уровень развития не позволял противостоять заболеванию. Никаких лекарств и противоядий не существовало. Большинство населения было предоставлено само себе и искало спасение в молитве и покаянии. По Европе бродили толпы кающихся флагеллантов, которые хором пели божественные псалмы и безжалостно секли себя плетями. 

Кающиеся флагелланты. Гравюра XV в.
Кающиеся флагелланты. Гравюра XV в.

Единственную реальную помощь оказывали так называемые чумные доктора – волонтеры и наемные медики, которые за отдельное вознаграждение помогали очищать улицы и облегчать страдания больных. Появление чумного доктора на пороге дома означало только одно – черная смерть уже совсем рядом. Но и сами доктора подвергали себя смертельному риску. Лишь в 1619  г. появился специальный костюм, призванный как-то обезопасить их работу. 

Изобретение противочумного костюма приписывают французскому врачу Шарлю де Лорму (1584–1678). Он представлял собой кожаный или вощеной ткани халат, покрывавший человека с головы до пят. Наряд дополнялся широкополой шляпой и маской с птичьим клювом. Клюв предназначался для защиты от миазмов и зараженного воздуха, поэтому наполнялся различными ароматическими веществами: сушеной мятой, гвоздикой, миррой, губкой пропитанной камфорой или уксусом и т.п. Обязательными являлись кожаные перчатки и связка чеснока на поясе. На ноги надевались высокие ботфорты до самого паха, в руках – скальпель и трость, выполнявшая самые разнообразные функции. С ее помощью не только отсортировывали и переворачивали тела, но, при случае, и отбивались от нападений обезумевших фанатиков. 

Читайте также  Венецианские куртизанки. 2. Туллия д’Арагона
Чумной доктор (доктор Шнабель). Немецкая гравюра, ок. 1656.
Чумной доктор (доктор Шнабель). Немецкая гравюра, ок. 1656.

При всей своей наивной театральности, противочумной костюм действительно обеспечивал некоторую защиту от микробов и заразных испарений. Он оставил такой сильный след в исторической памяти, что впоследствии трансформировался в традиционную карнавальную маску. В XVII-XVIII в.в. персонаж Medico della Peste прочно вошел в практику Комедии дель Арте и венецианских карнавалов. 

За неимением лучшего, во все времена самым эффективным способом борьбы с заразой считалась принудительная изоляция всех подозреваемых. Черная страница этого многовекового противостояния связана с историей острова Повелья, расположенного всего в  600 м к западу от Лидо, места проведения ежегодных Венецианских кинофестивалей. 

Панорама острова Повелья. Современная фотография.
Панорама острова Повелья. Современная фотография.

Начиная с раннего средневековья остров служил укрытием от нападений варваров и исконных врагов Венеции генуэзцев. Долгое время был необитаемым. В конце XVIII в. на острове Повелья был создан карантинный чумной изолятор, который просуществовал до 1814 г.  Об ужасах этого периода написано множество статей, роман Денниса Лихейна, по которому снят фильм Мартина Скорсезе «Остров проклятых» (2010) с Леонардо ди Каприо в главной роли. 

Постер фильма "Остров проклятых".
Постер фильма «Остров проклятых».

На Повелью доставляли трупы со всего Адриатического побережья Италии. Сюда привозили и еще живых людей, пораженных инфекцией. Болезнь пытались остановить огнем, людей сбрасывали в ямы и поджигали всех без разбора. По некоторым данным, на острове погибло более 160 тысяч человек. Верхний слой земли острова Повелья почти целиком состоит из пепла. Вплоть до конца XIX – начала  XX в.в. пребывание на острове таило определенную опасность заражения и допускалось только с разрешения магистратуры здравоохранения.

Маска доктора чумы из коллекции Берлинского исторического музея. Конец XVII в.
Маска доктора чумы из коллекции Берлинского исторического музея. Конец XVII в.

Уборщики на острове Повелья. ок. 1899.
Уборщики на острове Повелья. ок. 1899.

Мрачная репутация острова Повелья еще больше укрепилась в 1922 г., когда здесь открылась больница для душевнобольных. Ее пациентами в основном оказались противники  действующего фашистского режима Б.Муссолини. Главный врач больницы проводил над своими пациентами безжалостные эксперименты, больше напоминавшие средневековые пытки. Спустя пару лет, он упал с колокольни и разбился насмерть, причем, скорее всего, не по своей воле.  В 1968 г. больница закрылась и здание пришло в полное запустение. 

Ныне власти делают все, чтобы вернуть острову утраченное доверие: культивируется земля,  восстанавливаются полузаброшенные руины, возводится новый дебаркадер… 

Сюда даже привозят туристов, жаждущих острых ощущений. Однако, для многих поездка оборачивается тяжелым нервным расстройством. Их преследуют странные тени,  мерещатся жуткие звуки и видения, оставленные царицей чумой и ее жертвами. 

\