МАЛЕНЬКАЯ НОЖКА — ОГРОМНАЯ БЕЗДНА (по следам А.Пушкина, Н.Ретиф де ла Бретонна, З.Фрейда др.)

«Parvus pes — barathrum grande» латинская пословица. Буквально: «Маленькая ножка — огромная бездна».

 


 
Д.Белюкин. Ножки. Илл. к роману А.Пушкина «Евгений Онегин»

Женские ножки, а тем более — босые, предмет особого разговора в мировой художественной культуре. Первым делом вспоминаются, конечно, бессмертные пушкинские строфы из «Евгения Онегина»:

Я помню море пред грозою: 

Как я завидовал волнам, 

Бегущим бурной чередою 

С любовью лечь к ее ногам! 

Как я желал тогда с волнами 

Коснуться милых ног устами!.

 

Летают ножки милых дам; По их пленительным следам Летают пламенные взоры…

Фиксация внимания на женских ножках и туфельках по старинке называется ретифизм. Термин образован от имени французского писателя Никола Ретиф де ла Бретонна (1734-1806). Герой его раннего романа «Ножка Фаншетты или Розовый башмачок» (1769) крадет домашние туфли жены своего хозяин, не в силах преодолеть охвативший его экстаз. В автобиографическом романе “Развращенный крестьянин или Опасности города” (1775) Н. Ретиф де ла Бретонн описал собственные юношеские переживания: “Иногда она откидывалась мечтательно назад, заложив ногу на ногу, так что была видна изящная лодыжка. Какие мгновения!”.

 

Это произведение пользовалось большой популярностью и получило одобрительные отзывы И.Гете, Ф.Шиллера, К.Виланда и др.

Сюжетную основу романа немецкого писателя Вильгельма Йенсена «Градива» (1903) также составляет непреодолимое влечение к обнаженной женской ножке. Герой влюбляется в босоногую женщину, которую увидел во сне. Спустя четыре года Зигмунд Фрейд произвел глубокий психоанализ этого произведения в работе «Бред и сны в „Градиве“ В.Йенсена»:

«Молодой археолог Норберт Ханольд обнаружил в Римском собрании антиков рельефное изображение, которое его настолько пленило, что он был чрезвычайно доволен, когда сумел получить превосходный гипсовый слепок рельефа, который мог повесить в своем кабинете в немецком университетском городе и с интересом изучать. Рельеф изображал зрелую девушку в движении, которое несколько приподняло ее одеяние с большим количеством складок, так что стали видны босые ноги. Одна ее ступня полностью покоится на земле, вторая по инерции приподнялась над землей и касается ее только носком, тогда как подошва и пятка подняты почти вертикально. Изображенная здесь необычная и по-особому прелестная походка когда-то, вероятно, привлекла внимание художника, а теперь, спустя много столетий, приковала взгляд нашего зрителя-археолога.»

 
Градива. Ватиканский барельеф.

 
Градива. Ватиканский барельеф. Фрагмент.

По воспоминаниям, копия барельефа Градивы украшала рабочий кабинет З.Фрейда.

Читайте также  ЭДИП: "СЕБЕ НА ГОРЕ ТЫ РОЖДЕН!"

Теме посвящен фильм Джорджио Альбертацци «Градива» (1970). По мотивам Градивы французский режиссер Ален Роб-Грийе снял эротико-сюрреалистическую драму «C’est Gradiva qui vous appelle» (2006, в рус. переводе «Вам звонит Градива»).

Одним из сильнодействующих факторов привлечения внимания, несомненно, является изящество и миниатюрность женской стопы, особенно, в сравнении с аляповатой и грубой конечностью мужчины. По-видимому, это прекрасно понимали в средневековом Китае, где существовала традиция перебинтовывать ступни ног маленьких девочек. Впоследствии некоторые из них вообще теряли способность самостоятельно передвигаться, зато приобретали особый статус «золотого лотоса». Отголоски этой традиции можно найти и в европейском фольклоре.

В одном из вариантов сказки о Золушке дочери мачехи, чтобы влезть в хрустальные туфельки, ножом укоротили себе пальцы на ногах, однако их выдали следы крови. Профессор из сатирического фильма Уильяма Кляйна «Кто вы, Полли Маггу?» (1965) утверждает, что принц устроил обувной кастинг только для того, чтобы полюбоваться  маленькими ножками всех женщин королевства. В России некоторые работники культуры прямо обвиняли принца в сексуальном извращении. Некто В.Булгаков, по замечанию Корнея Чуковского,  писал, что «…принц, приходящий в восторг от башмачка бедной Золушки, есть замаскированный фетишист женских ножек!» (О вреде сказок. Настольная книга для работников просвещения трудовой школы. Оренбург, 1922) 

 

По счастью, так рассуждали далеко не все:

Дитя, страшися тлена!

Да здравствует нога,

Вспорхнувшая из плена

На вешние луга!  Н.Олейников. Послание, бичующее ношение длинных платьев и юбок.

Иногда дамы не прочь подразнить представителей сильного пола. Во времена королевы Виктории  в витринах модных кофеен на Пикадилли стрит выставлялись кондитерские шедевры в виде бисквитных женских ножек, украшенных бумажной бахромой. Однако, нижняя часть женского тела всегда надежно прикрывалась юбкой в пол. Для праздношатающихся джентльменов считалось огромной удачей мельком увидеть хотя бы женскую лодыжку. Переступая через лужу, дама  могла наградить зеваку с помощью т.н. ретруссе — кокетливого приподнимания подола и даже демонстрации подвязки или края чулка.

Читайте также  ПОЧЕМУ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ БОЯТСЯ ДРУГ ДРУГА?

 
Хоакин Палларес. Уличные сценки.

Невинная женская уловка, которая безотказно действовала во все времена: “…юбки крахмальные, ботиночку эдакую, пофиглярнее, чтобы ножку выставить, когда лужу придется переходить” . Ф.Достоевский. Преступление и наказание.

 

1 thought on “МАЛЕНЬКАЯ НОЖКА — ОГРОМНАЯ БЕЗДНА (по следам А.Пушкина, Н.Ретиф де ла Бретонна, З.Фрейда др.)

  1. Позвольте сделать дополнения по этой замечательной теме. Основания этому — ножки самый часто упоминаемый объект в описаниях первой песни «Хандра» романа в стихах «Е.О!» Вот запись в разделе @ II. Психо- судьбо- анализ дуэльной истории и патография АСП@ моего дневника «Заметки о Дуэльной истории АСП»:
    15 июня 2019 = Ножки. Психе эротомана – молитва и гимн ножкам – главному предмету первой песни романа ЕО при исходе желчи
    (коммент в Дзен часовому поста 10 лучших цитат из «Евгения Онегина» ПроКниги )
    Можно было бы процитировать о наиболее часто воспеваемом автором предмете первой главы — о ножках милых дам: например, строфа XXX вся об этом изделии Творца:
    Люблю я бешеную младость,
    И тесноту, и блеск, и радость,
    И дам обдуманный наряд;
    Люблю их ножки; только вряд
    Найдете вы в России целой
    Три пары стройных женских ног.
    Ах! долго я забыть не мог.
    Две ножки… Грустный, охладелый,
    Я всё их помню, и во сне
    Они тревожат сердце мне.
    прим. сей двусоставной предмет снов и яви эротомана назван в 1 Главе романа Е.О. ДЕСЯТЬ раз как «ножки» и ПЯТЬ раз как ноги!

    А строфа XXXII уже полный гимн ножкам!
    Дианы грудь, ланиты Флоры
    Прелестны, милые друзья!
    Однако ножка Терпсихоры
    Прелестней чем-то для меня.
    Она, пророчествуя взгляду
    Неоцененную награду,
    Влечет условною красой
    Желаний своевольный рой.
    Люблю ее, мой друг Эльвина,
    Под длинной скатертью столов,
    Весной на мураве лугов,
    Зимой на чугуне камина,
    На зеркальном паркете зал,
    У моря на граните скал.
    Эпиграф — И жить торопится, и чувствовать спешит = это поэт о себе — человеке…
    И в доказательство = все у Нашего Всего как всегда по схеме =
    начало за здравие:
    Мне памятно другое время!
    В заветных иногда мечтах
    Держу я счастливое стремя…
    И ножку чувствую в руках;

    а конец — за упокой :
    Но полно прославлять надменных
    Болтливой лирою своей;
    Они не стоят ни страстей,
    Ни песен, ими вдохновенных:
    Слова и взор волшебниц сих
    Обманчивы… как ножки их.

    (иконография по теме не включена)

Comments are closed.

\