САД АЛЛЫ НАЗИМОВОЙ

 
 
Алла Назимова (1879-1945), русско-американская театральная и киноактриса, звезда Голливуда 1910-1920-ых .
Родилась 22 мая 1879 в Ялте. Урожденная Мириам Эдес Аделаида Левентон. Третий ребенок в семье фармацевта Якова Левентона и его жены Софьи Горовиц. После развода родителей вынужденно скиталась по родственникам в России и Швейцарии. Рано обнаружила артистические способности: в семь лет хорошо играла на скрипке, декламировала, рисовала. В 1894 поступила в Одесское филармоническое училище.
А.Назимова в 15 лет. Одесса, 1894
 
 
Вопреки воле отца и старшего брата в 1898 отправилась покорять Москву. Брала уроки в театральной студии К.Станиславского; была принята в труппу Московского художественного театра. Псевдоним Назимова позаимствовала у героини популярного в то время романа А.Яблоновского “Дети улицы”. В 1899 вышла замуж за актера Сергея Аркадьевича Головина (1879-1941). Хотя фактически замужество продолжалось недолго, официально брак так никогда и не был расторгнут.
А.Назимова и С.Головин. 1899
 
Некоторое время А.Назимова гастролировала по российской провинции. Благодаря незаурядной внешности и несомненному таланту добилась признания у публики. Вместе с актером Павлом Николаевичем Орленевым (1869-1932) совершила ряд гастрольных поездок по Европе в 1903 и Америке в 1905. В Нью-Йорке, район Ист-Сайд, партнеры пытались создать русскоязычный театр «Орленев Лицеум», однако потерпели неудачу. П.Н.Орленев вернулся в Россию, а А.Назимова осталась в Соединенных Штатах, которые стали ее второй родиной. По некоторым данным, в России у А.Назимовой остался ребенок, отцом которого являлся С.А.Головин или П.Н.Орленев.
А.Назимова и П.Орленев. 1901
 
А.Назимова в пьесе «Тени» в труппе П.Орленева. Сезон 1905-1906
 
13 ноября 1906 А.Назимова дебютировала на сцене нью-йоркского «Принцесс театра» в роли Гедды Габлер. На протяжении десяти лет с успехом исполняла классический репертуар в пьесах Г.Ибсена и А.Чехова.
А.Назимова в пьесе Г.Ибсена «Гедда Габлер», 1906
 
А.Назимова. Рекламный постер «Гедда Габлер», 1907
 
А.Назимова на обложке журнала «Театр», 1907
 
В 1916 начала работать в кино и быстро сделала головокружительную карьеру. За короткий срок снялась в ряде фильмов, имевших крупный кассовый успех (“War Brides”, 1916; “Toys of Fate”, 1918; “The Red Lantern”, 1919; “Camille”, 1921 и др.). Пользовалась покровительством всемогущего кинопродюсера Льюиса Д.Селзника. В 1917 А.Назимова получала ок. 13 тысяч долларов в неделю, в то время как Мери Пикфорд всего только 3 тысячи.
В 1918 А.Назимова даже собиралась организовать собственное кинопроизводство. Однако, ее проекты (“A Doll’s House”, 1922; “Salome”, 1923) принесли крупные убытки. К 1925 А.Назимова стала испытывать материальные трудности и вернулась на театральную сцену. В 1927 приняла американское гражданство. В 1930-1940-ые изредка появлялась на киноэкране в качестве приглашенной звезды. Среди наиболее известных ролей этого периода – сеньора Августа Гальярдо в фильме Тайрона Пауера “Blood and Sand” (1941).
Личная жизнь А.Назимовой оказалась весьма бурной и запутанной. Ее одинаково интересовали как мужчины, так и женщины. Охотно протежировала молодым начинающим актерам и актрисам. К числу фавориток А.Назимовой относились Петси Миллер, Анна Мэй Вонг и др. С 1912 по 1925 А.Назимова находилась в близких отношениях с режиссером и киноактером Чарльзом Брайантом, который не скрывал своей гомосексуальной ориентации.
А.Назимова и Ч.Брайант. 1912
 
В 1921 А.Назимова оказалась замешана в несколько скандальных историй, которые на все лады обсуждались бульварной прессой. Она снималась в фильме «Camille» вместе с тогдашним кумиром публики Рудольфо Валентино. Его первая жена Джин Акер некоторое время являлась любовницей А.Назимовой. В фильме участвовала также дизайнер и начинающая киноактриса Наташа Рамбова. По утверждению биографа Э.Лейдер, между А.Назимовой, Р.Валентино и Н.Рамбовой образовался любовный треугольник. Лишней стороной в нем оказалась А.Назимова, а Р.Валентино сделал Н.Рамбовой предложение.
В том же 1921 состоялся громкий бракоразводный процесс Чарли Чаплина с его первой женой Милдред Харрис. Объясняя причины развода в суде, Ч.Чаплин обвинил бывшую супругу в интимной близости с А.Назимовой.
 
 
А.Назимова и Р.Валентино в фильме «Камилла»
 
 
А.Назимова и Н.Рамбова. ок. 1921
 
А.Назимова считается одной из создательниц и активных участниц т.н. «голливудского кружка кройки и шитья» — избранного сообщества лесбиянок в 1920-1930-ые. В него входили даже такие звезды первой величины, как Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Талула Банкхед и др. По разным источникам близкими подругами А.Назимовой являлись актрисы Мод Адамс, Ева Ле Галльен, сценаристки Мерседес Акоста, Джун Матис, племянница Оскара Уайльда Дороти, дочь мультимиллионера Вандербильта Анна и др.
Фотография А.Назимовой с посвящением М.Акосте
 
На пике славы в 1919 А.Назимова поселилась на бульваре Сансет в собственном роскошном особняке. Он обошелся ей в громадную по тем временам сумму 65 тысяч долларов. Дом был окружен зарослями экзотических деревьев и растений, получивших название Сад Аллы (The Garden of Allah). Здесь же находился плавательный бассейн в форме Черного моря с цветной подсветкой.
С 1917 по 1922 постоянными гостями и резидентами Сада Аллы были актеры Дуглас Фербенкс, Гарольд Лдойд, Бастер Китон, Фатти Арбакль, Глория Свенсон, Бебе Даниелс, Джекки Куган, Дороти и Лилиан Гиш, писатели Скотт Фитцджеральд, Руперт Хьюджес, Элинор Глин, композиторы Леопольд Стоковски, Сергей Рахманинов, режиссеры Орсон Уэллес, Рекс Инграм и мн. др. Укрывшись от посторонних глаз, мировые знаменитости могли свободно употреблять запрещенный алкоголь и не заботиться о соблюдении приличий.
 
Почтовая карточка с видом дома и Сада Аллы. 1919
 
Бассейн в Саду Аллы
 
А.Назимова в своем доме 8080 Сансет бульвар,Лос Анджелес. ок. 1920
 
А.Назимова в саду своего дома на Сансет бульвар. 1919
 
Ральф Бартон. Съезд голливудских знаменитостей в Сад Аллы. Илл. журнала “Vanity Fair”, 1921
 
В середине 1920-ых благосостояние А.Назимовой заметно пошатнулось. Ряд ее фильмов провалился в прокате. В 1925 компания Метро-Голдвин-Майер отказалась возобновить с ней контракт. А.Назимова попыталась превратить свой особняк в доходный гостиничный комплекс, однако, стала жертвой аферистов, которые скрылись с документами и деньгами. В 1927 А.Назимова лишилась права собственности и поселилась в одной из квартир своего бывшего дома. В 1929 к ней присоединилась старинная подруга и компаньонка Глеска Маршалл.
А.Назимова на пороге своей квартиры в Саду Аллы после утраты права собственности. 1929
 
Последние годы А.Назимова вела весьма скромный образ жизни, изредка принимая старинных поклонников. Среди них была и ее крестная дочь — молоденькая старлетка Нэнси Девис, будущая первая леди Америки Нэнси Рейган. В 1936 у А.Назимовой был диагностирован рак груди и она перенесла операцию мастэктомии.
 
 
Слева направо: Г.Маршалл, А.Назимова, Н.Девис. 1944
 
А.Назимова умерла 13 июля 1945 в больнице Доброго Самаритянина в Лос-Анджелесе от тромбоза легочной артерии. Останки преданы земле на Лесном кладбище мемориального парка в Глендейле, Калифорния.
Вклад А.Назимовой в киноискусство увековечен именной звездой на Аллее славы в Голливуде. Ее образ неоднократно воспроизводился в кино: “The Legend of Valentino” (1975) с Алисией Бонд; “Valentino” (1977) с Лесли Карон; “Return to Babylon” (2004) с Лаурой Херринг. Композитор Доминик Ардженто написал большую партию А.Назимовой для своей оперы“Dream of Valentino” (1993).
 
 
 
Читайте также  МОЛОТ ВЕДЬМ
\