ЛА ГОРГУЛЬЯ

Есть несколько версий относительно происхождения и сущности горгульи. Выбирайте любую, какая вам больше по душе. Согласно первой, это даже не горгулья, а горгуль — дракон мужского пола, некогда обитавший в реке Сена. Чудовище извергало то пламя, то воду, переворачивало рыбачьи лодки и устраивало наводнения. 

 

Некоторое время удавалось откупиться от него человеческими жертвоприношениями, но всему есть предел. Святой Роман Руанский денно и нощно молился, пока не выманил чудище на сушу и не усмирил его кровожадный нрав. Местным жителям этого показалось мало и они решили сжечь лютую рептилию. Но голова горгуля не поддалась огню и осталась невредимой. Тогда люди повесили голову над входом в храм, чтобы она отпугивала нечистую силу. Так появилась традиция устанавливать головы побежденных врагов на стены святилищ.

По другой версии, горгулья — реально существовавшее доисторическое животное. Оно могло часами замереть на одном месте, не есть и не пить, выжидая свою добычу. По мнению демонологов, горгулья была порождением дьявола и предназначалась для его защиты. Тот, кому удавалось приобрести власть над горгульей, становился всемогущим. Горгулья выполняла приказ своего хозяина, а затем возвращалась на свое место и окаменевала до следующего вызова. 

Теперь обратимся к готической архитектуре. Согласно Википедии: «горгулья — каменный или металлический выпуск водосточного жёлоба, чаще всего скульптурно оформленный в виде гротескного персонажа». Именно в этом заключается предназначение знаменитых горгулий собора Нотр-Дам де Пари. Они служат для отвода дождевой воды, отбрасывают ливневую массу далеко за пределы храма, защищают стены и фундамент от разрушения.

Строительство собора началось в 1163 и продолжалось ок. века. Главными архитекторами и создателями Нотр-Дам считаются Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Именно им принадлежит идея создания оригинальных водостоков-горгулий. За несколько столетий своего существования собор пережил немало стихий, пожаров и актов человеческого вандализма. Он был свидетелем Варфоломеевской ночи, реабилитации Жанны д’Арк, коронации Наполеона Бонапарта, фашистской оккупации и мн. др. В ходе Великой французской революции Робеспьер призывал снести «твердыню мракобесия» и обезглавить находящиеся там статуи святых. Но в 1794 он сам лишился головы на площади Согласия в Париже. В начале XIX в. собор сильно обветшал и возникла угроза его сноса. Роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» (1831) вызвал горячий отклик в обществе и привел к возрождению национально-патриотических чувств.

Читайте также  НОТР ДАМ ДЕ ПАРИ XIX ВЕК
Виктор Гюго. Собор Парижской Богоматери.
Виктор Гюго. Собор Парижской Богоматери.

История разрушительной страсти, которую босоногая танцовщица Эсмеральда возбудила в горбуне Квазимодо и двух его соперниках никого не оставила равнодушным.

Люк-Оливье Мерсон. Илл. к роману В.Гюго "Собор Парижской Богоматери"
Люк-Оливье Мерсон. Илл. к роману В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Кадры из фильма Ж.Деланнуа  "Собор Парижской Богоматери", 1956.
Кадры из фильма Ж.Деланнуа «Собор Парижской Богоматери», 1956.

В 1841 началась реставрация собора.  Ею руководил архитектор  Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк. Раскопки, проведенные у основания собора обнаружили остатки древне-римского поселения  Лютеция, на месте которого впоследствии возник   Париж. Часть элементов декора, в том числе обломки оригинальных  горгулий, вновь нашли свое место на стенах собора.

Раскопки вокруг стен Нотр-Дам де Пари
Раскопки вокруг стен Нотр-Дам де Пари

 Приверженец архитектурной неоготики Эжен Виолле-ле-Дюк понимал свою задачу значительно шире, чем слепое восстановление утраченного. Он подошел к решению творчески, добавил детали, которых не существовало в оригинале,  воплотил свое видение  средневекового сооружения. Замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля продолжались двадцать три года. Тогда же были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед фасадом образовалась просторная площадь.

Нотр-Дам де Пари. ок. 1900
Нотр-Дам де Пари. ок. 1900

Но, самое главное, чем мы все обязаны Эжену Виолле-ле-Дюку, так это создание  и установка статуй химер на верхней площадке у подножия башен. Он сам создал эскизы, по которым скульпторы выполнили фигуры  фантастических, диковинных существ, имеющих тело обезьяны и крылья летучих мышей. Монстры и демоны воплощали человеческие пороки и напоминали о неотвратимости наказания. Фигуры располагались  на высоте 46 м от земли. В отличие от горгулей, они не несли никаких хозяйственных функций и имели чисто декоративное предназначение.  

Шарль Мерион. рис. 1853
Шарль Мерион. рис. 1853
Адольф Жиродон. Химеры Нотр-Дам де Пари. ок. 1875
Адольф Жиродон. Химеры Нотр-Дам де Пари. ок. 1875
Химеры Нотр-Дам де Пари. Фото неизвестного художника, между 1875-1900
Химеры Нотр-Дам де Пари. Фото неизвестного художника, между 1875-1900
Химеры Нотр-Дам де Пари. Фото неизвестного художника, между 1875-1900
Химеры Нотр-Дам де Пари. Фото неизвестного художника, между 1875-1900
Химеры Нотр-Дам де Пари. Фото неизвестного художника, между 1875-1900
Химеры Нотр-Дам де Пари. Фото неизвестного художника, между 1875-1900
Химеры Нотр-Дам де Пари. Фото неизвестного художника, между 1875-1900
Химеры Нотр-Дам де Пари. Фото неизвестного художника, между 1875-1900
Химеры Нотр-Дам де Пари. Фото неизвестного художника, между 1875-1900
Химеры Нотр-Дам де Пари. Фото неизвестного художника, между 1875-1900
Химеры Нотр-Дам де Пари. Фото неизвестного художника, между 1875-1900
Химеры Нотр-Дам де Пари. Фото неизвестного художника, между 1875-1900
Химеры Нотр-Дам де Пари. Фото неизвестного художника, между 1875-1900
Химеры Нотр-Дам де Пари. Фото неизвестного художника, между 1875-1900
Химеры Нотр-Дам де Пари. Фото неизвестного художника, между 1875-1900
Химеры Нотр-Дам де Пари. Фото неизвестного художника, между 1875-1900
Химеры Нотр-Дам де Пари. Фото неизвестного художника, между 1875-1900
Химеры Нотр-Дам де Пари. Фото неизвестного художника, между 1875-1900
Химера Нотр-Дам де Пари. Фото неизвестного художника, ок. 1870
Химера Нотр-Дам де Пари. Фото неизвестного художника, ок. 1870

Самая главная химера храма — крылатый демон-вампир, полуженщина-полуптица Стрикс. Плиний Старший в своей «Естественной истории» пересказывает легенду о Стриксе, который пугает людей пронзительными криками и питается кровью новорожденных.

Шарль Мерион. Химера Стрикс. Офорт 1853.
Шарль Мерион. Химера Стрикс. Офорт 1853.
Шарль Негре. Химера Стрикс. фотография 1853
Шарль Негре. Химера Стрикс. фотография 1853

В таком обновленном виде собор и предстал к середине XIX в., хотя раскопки и строительные работы продолжались вплоть до 1910-ых г.г.

Огюст-Ипполит Коллар. Вид на мост Сен-Мишель и Нотр-Дам де Пари. 1857
Огюст-Ипполит Коллар. Вид на мост Сен-Мишель и Нотр-Дам де Пари. 1857
Нотр-Дам де Пари. ок. 1890
Нотр-Дам де Пари. ок. 1890
Нотр-Дам де Пари. ок. 1915
Нотр-Дам де Пари. ок. 1915

 Древний собор продолжает напоминать о себе до сих пор. Вечером 15 апреля 2019 г. случился страшный пожар, который  удалось потушить  лишь наутро следующего дня. Последствия оказались ужасными: обрушился шпиль и часть крыши, повредилась значительная часть внутреннего убранства.

Читайте также  АПОЛЛОНИЯ САБАТЬЕ. УЖАЛЕННАЯ ЗМЕЕЙ.
Фото АП/ТАСС, М.Эйлер
Фото АП/ТАСС, М.Эйлер

Сотни парижан стояли на коленях на мосту Сен-Мишель и молили Господа уберечь и спасти Нотр-Дам де Пари. Их молитвы были услышаны, собор удалось отстоять. Может быть, не обошлось и без участия химер. Они, кстати, остались целыми и невредимыми.

 

\