
ЛА ГОРГУЛЬЯ
Есть несколько версий относительно происхождения и сущности горгульи. Выбирайте любую, какая вам больше по душе. Согласно первой, это даже не горгулья, а горгуль — дракон мужского пола, некогда обитавший в реке Сена. Чудовище извергало то пламя, то воду, переворачивало рыбачьи лодки и устраивало наводнения.

Некоторое время удавалось откупиться от него человеческими жертвоприношениями, но всему есть предел. Святой Роман Руанский денно и нощно молился, пока не выманил чудище на сушу и не усмирил его кровожадный нрав. Местным жителям этого показалось мало и они решили сжечь лютую рептилию. Но голова горгуля не поддалась огню и осталась невредимой. Тогда люди повесили голову над входом в храм, чтобы она отпугивала нечистую силу. Так появилась традиция устанавливать головы побежденных врагов на стены святилищ.
По другой версии, горгулья — реально существовавшее доисторическое животное. Оно могло часами замереть на одном месте, не есть и не пить, выжидая свою добычу. По мнению демонологов, горгулья была порождением дьявола и предназначалась для его защиты. Тот, кому удавалось приобрести власть над горгульей, становился всемогущим. Горгулья выполняла приказ своего хозяина, а затем возвращалась на свое место и окаменевала до следующего вызова.

Теперь обратимся к готической архитектуре. Согласно Википедии: «горгулья — каменный или металлический выпуск водосточного жёлоба, чаще всего скульптурно оформленный в виде гротескного персонажа». Именно в этом заключается предназначение знаменитых горгулий собора Нотр-Дам де Пари. Они служат для отвода дождевой воды, отбрасывают ливневую массу далеко за пределы храма, защищают стены и фундамент от разрушения.

Строительство собора началось в 1163 и продолжалось ок. века. Главными архитекторами и создателями Нотр-Дам считаются Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Именно им принадлежит идея создания оригинальных водостоков-горгулий. За несколько столетий своего существования собор пережил немало стихий, пожаров и актов человеческого вандализма. Он был свидетелем Варфоломеевской ночи, реабилитации Жанны д’Арк, коронации Наполеона Бонапарта, фашистской оккупации и мн. др. В ходе Великой французской революции Робеспьер призывал снести «твердыню мракобесия» и обезглавить находящиеся там статуи святых. Но в 1794 он сам лишился головы на площади Согласия в Париже. В начале XIX в. собор сильно обветшал и возникла угроза его сноса. Роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» (1831) вызвал горячий отклик в обществе и привел к возрождению национально-патриотических чувств.

История разрушительной страсти, которую босоногая танцовщица Эсмеральда возбудила в горбуне Квазимодо и двух его соперниках никого не оставила равнодушным.


В 1841 началась реставрация собора. Ею руководил архитектор Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк. Раскопки, проведенные у основания собора обнаружили остатки древне-римского поселения Лютеция, на месте которого впоследствии возник Париж. Часть элементов декора, в том числе обломки оригинальных горгулий, вновь нашли свое место на стенах собора.


Приверженец архитектурной неоготики Эжен Виолле-ле-Дюк понимал свою задачу значительно шире, чем слепое восстановление утраченного. Он подошел к решению творчески, добавил детали, которых не существовало в оригинале, воплотил свое видение средневекового сооружения. Замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля продолжались двадцать три года. Тогда же были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед фасадом образовалась просторная площадь.

Но, самое главное, чем мы все обязаны Эжену Виолле-ле-Дюку, так это создание и установка статуй химер на верхней площадке у подножия башен. Он сам создал эскизы, по которым скульпторы выполнили фигуры фантастических, диковинных существ, имеющих тело обезьяны и крылья летучих мышей. Монстры и демоны воплощали человеческие пороки и напоминали о неотвратимости наказания. Фигуры располагались на высоте 46 м от земли. В отличие от горгулей, они не несли никаких хозяйственных функций и имели чисто декоративное предназначение.












Самая главная химера храма — крылатый демон-вампир, полуженщина-полуптица Стрикс. Плиний Старший в своей «Естественной истории» пересказывает легенду о Стриксе, который пугает людей пронзительными криками и питается кровью новорожденных.


В таком обновленном виде собор и предстал к середине XIX в., хотя раскопки и строительные работы продолжались вплоть до 1910-ых г.г.



Древний собор продолжает напоминать о себе до сих пор. Вечером 15 апреля 2019 г. случился страшный пожар, который удалось потушить лишь наутро следующего дня. Последствия оказались ужасными: обрушился шпиль и часть крыши, повредилась значительная часть внутреннего убранства.

Сотни парижан стояли на коленях на мосту Сен-Мишель и молили Господа уберечь и спасти Нотр-Дам де Пари. Их молитвы были услышаны, собор удалось отстоять. Может быть, не обошлось и без участия химер. Они, кстати, остались целыми и невредимыми.