ИСТОРИЯ ПЛЯЖА. ч.1. КУПАЛЬНЫЕ МАШИНЫ.

Вплоть до XVIII в. морские купания в Европе отнюдь не являлись массовым увлечением и пользовались успехом лишь у простолюдинов. Ну, в самом деле, кому из приличного общества могло придти в голову публично раздеться и окунуться в мутную соленую воду! Правда, и в те времена встречались эксцентричные одиночки, которые предавались этим сомнительным занятиям и даже находили в них удовольствие. Но таких было мало и, чаще всего, они вызывали всеобщие насмешки. Энтузиасты выбирали для купаний глухие, недоступные постороннему взгляду участки побережья, купались в одиночку или под присмотром слуг. 

Кес ван Донген. Купальщица. 1911.
Кес ван Донген. Купальщица. 1911.

Неожиданный резкий поворот произошел лишь в середине XVIII в. Кто-то припомнил заветы Гиппократа «Морская волна смоет все болезни», кто-то на себе ощутил целебные свойства морской воды. Английский врач Ричард Рассел в 1753 г. написал диссертацию «Относительно использования морской воды при болезнях лимфатических узлов». Он рекомендовал пить морскую воду, купаться в море и употреблять в пищу все дары моря. Появилось целое направление в медицине —  талассотерапия, которое доказывало пользу морской воды при лечении кожных заболеваний, нервных болезней и болей в суставах. Человечество как бы внезапно прозрело. Все остальное довершила мода.

Изначально общественные пляжи были устроены раздельно. На приличном отдалении дамы купались  в своих нижних рубашках, а мужчины и вовсе голыми.  Однако, такой порядок далеко не всех устраивал. Супружеские и близкородственные пары оказывались оторванными друг от друга, разнополые дети  не могли вместе лепить песочные куличики, а джентльмены лишались возможности показать себя и насладиться достоинствами юных леди. И тогда появились купальные машины. 

Точная дата появления этого чуда техники неизвестна. На гравюре Джона Сеттерингтона, датированной 1736 г., уже  имеется его изображение. Однако, официально считается, что первая купальная машина была создана в 1750 г. Бенджаменом Билом в городе Маргит, графство Кент. Она представляли собой крытую повозку с деревянными или брезентовыми стенками, которую влачили несколько лошадей, волов или даже наемных рабочих. Некоторые машины были оборудованы тентом из холста, который прикрывал выход наружу и обеспечивал полную приватность купальщика.

Читайте также  АДЮЛЬТЕР

Купальные машины для рядовой публики выглядели довольно примитивно и были лишены какого-либо комфорта. 

Томас Роулендсон. Купающаяся Венера.
Томас Роулендсон. Купающаяся Венера.

Но имелись и значительно более продвинутые модели. В английском журнале «The Traveller’s Miscellany and Magazine of Entertainment»  за 1847 г. можно прочесть описание одного из интерьера: «Внутри все покрашено белоснежной эмалевой краской, в полу проделан ряд отверстий для дренажа.  Обитаемая часть комнаты покрыта зеленым японским ковром, на стенах висят зеркала. В углу  установлен туалет со смывом, шкафчики для хранения чистых полотенец, мыла, парфюмерии  и разных мелочей. Там же висит большая шелковая сумка с резинкой, в которую сбрасывают  мокрые купальные костюмы. Маленькое окно плотно прикрыто кружевными оборками из белого муслина».

Особо высокопоставленные особы устраивались еще более шикарно. Так, персональная купальная машина испанского короля Альфонсо XIII больше походила на загородный коттедж и запускалась в море по специально проложенным рельсам. 

Значительно более скромная, но также весьма респектабельная купальная машина принадлежала английской королеве Виктории.

Купальная машина королевы Виктории, ныне хранящаяся в парке дворца Осборн-хаус.
Купальная машина королевы Виктории, ныне хранящаяся в парке дворца Осборн-хаус.

Купальщики заходили в машину на берегу и переодевались в купальный костюм. У женщин он состоял из широких длинных панталон, свободной туники и специального укороченного платьица. На ногах обязательно чулки, резиновые туфли на тесемочках, на руках перчатки, а на голове шляпка или чепец, подвязанный лентами. Все одеяние делалось намеренно пышным и объемным, чтобы не подчеркивать формы. Мужской купальник походил на борцовское трико с поперечными черно-белыми полосами. 

Лошади затаскивали машину на глубину и разворачивали ее выходом к морю. Купальщики спускались вниз по ступенькам прямо в воду. Не умеющие плавать придерживались за веревку и ограничивались приседаниями и плесканием. Женщин обычно сопровождала пожилая крепкая дама-диппер, которая помогала входить и выходить из купальной машины. В бурную погоду купальщиков обвязывали вокруг талии страховочной веревкой, чтобы их не унесло волнами. Одной из самых известных дипперов в истории является жительница приморского Брайтона Марта Ганн (1726–1815), которая, по слухам, купала в море самого принца уэльского, будущего короля Георга IV.

Читайте также  АГРИППИНА - МАТЬ ЧУДОВИЩА
   

Джон Рассел. Марта Ганн с принцем уэльским на руках.

Джордж Уокер. Выход из купальной машины с помощью дипперов.
Джордж Уокер. Выход из купальной машины с помощью дипперов.

Уильям Хит. Русалки в Брайтоне. 1829.
Уильям Хит. Русалки в Брайтоне. 1829.

Конечно, на первых порах не обошлось без перегибов и излишеств. Наиболее пылкие мужчины так и норовили вторгнуться на чужую территорию или, хотя бы, взглянуть на то, что там происходит. Судя по журнальным карикатурам того времени, это им иногда удавалось. 

Приняв морскую ванну, купальщики возвращались тем же путем в машину и поднимали над крышей флажок, означающий сигнал для возницы. Они свободно располагались на берегу и могли, наконец,  насладиться обществом друг друга.  сидя в плетеных кабинках, на ступеньках  купальной машины или просто на песке. В  XVIII и XIX в. подобное времяпровождение стало очень модным. Несмотря на осуждения и запреты тысячи молодых людей охотно выезжали на морские курорты, где царила определенная свобода нравов и поведения. 

Популярность купальных машин заметно снизилась только в 1901 г., когда в Великобритании законодательно отменили разделение на мужские и женские пляжи. Наступили новые времена и ханжеская викторианская мораль постепенно утратила свои непоколебимые позиции. Последние  купальные машины исчезли с общественных пляжей в начале 1920-ых г.г.

\