ЭДИП: «СЕБЕ НА ГОРЕ ТЫ РОЖДЕН!»
«О сограждане фиванцы! Вот пример для вас: Эдип,
И загадок разрешитель, и могущественный царь,
Тот, на чей удел, бывало, всякий с завистью глядел,
Он низвергнут в море бедствий, в бездну страшную упал!
Значит, смертным надо помнить о последнем нашем дне,
И назвать счастливым можно, очевидно, лишь того,
Кто достиг предела жизни, в ней несчастий не познав.» Софокл. Царь Эдип.
Мало кто из героев древнегреческой мифологии может сравниться по известности с Эдипом. Разве что, Геракл, Одиссей или Ясон – предводитель аргонавтов. Но, по глубине и мощи моральных страданий, выпавших на долю простого смертного, Эдип, пожалуй, вне конкуренции. Не ведая, что творит, он убил собственного отца и женился на собственной матери.
Когда мальчик подрос, до него дошли слухи, что он всего лишь подкидыш и найденыш, а не царский сын. Эдип не хотел в это верить и отправился за правдой к дельфийскому оракулу. Вместо ответа оракул подтвердил страшное предсказание об убийстве своего отца. Своим отцом Эдип считал Полиба, поэтому решил не возвращаться в Коринф. В тесном горном ущелье дорогу ему перегородила громоздкая колесница, которой управлял седобородый старец. Завязалась словесная перепалка, быстро перешедшая в драку. Эдип не сдержался, перевернул колесницу и ударил седока посохом по голове. От полученной травмы незнакомец скончался. Это был Лай, царь Фив и отец Эдипа. Впрочем, сам Эдип об этом даже не догадывался.
Сфинкс давно терроризировал жителей Фив и пожирал тех из них, кто не мог разгадать его загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?». Эдип смог дать правильный ответ: «Человек, потому что он ползает на четвереньках в младенчестве, твердо стоит на двух ногах в молодости и опирается на палку в старости». Посрамленное чудовище бросилось вниз со скалы, а благодарные горожане избрали Эдипа своим царем. Причем, в жены ему выдали Иокасту, вдову пропавшего без вести царя Лая.
Так сбылось пророчество, данное Эдипу в Дельфах. Он прожил со своей женой Иокастой около двадцати лет и родил от нее четверых детей. В наказание за кровосмесительный брак боги наслали на Фивы моровую язву. Они пообещали помиловать жителей, если те найдут настоящего убийцу Лая. После долгих и мучительных разбирательств страшная истина была установлена: Эдип — отцеубийца, муж родной матери, отец и брат своих детей! Услышав ужасное известие, Иокаста повесилась, а Эдип ослепил себя ее золотой застежкой.
Он покинул город в сопровождении своей дочери Антигоны и долго странствовал по стране, преследуемый богинями мщения Эриниями. Свой последний приют слепой старец нашел у царя Тесея в священной роще поселения Колон.
Миф об Эдипе породил целую традицию в мировой культуре: трагедии Софокла, П.Корнеля, Вольтера, В.Озерова, драмы П.Шелли, Г.Гофмансталя, А.Жида, Ж.Кокто и мн. др. Занимательный сюжет стал основой целого ряда философских и естественнонаучных трудов Ф. Ницше, К. Леви-Стросса и др.
Известный психоаналитик Алиса Миллер обратила внимание, что и сам З.Фрейд зачастую оказывался заложником своей теории. В 1912 г. он высказал громкое неодобрение методами своего ближайшего ученика Карла Юнга, что едва не привело к крушению карьеры талантливого ученого. Более того, познакомившись с автобиографической книгой К.Юнга «Воспоминания, сновидения, размышления», З.Фрейд заподозрил автора в скрытом желании устранить учителя.
«А вам, о дети, – будь умом вы зрелы,
Советов дал бы много… Вам желаю
Жить, как судьба позволит… но чтоб участь
Досталась вам счастливей, чем отцу». Софокл. Царь Эдип.