ЭЛЬЗА ФОН ФРЕЙТАГ-ЛОРИНГХОВЕН: БАРОНЕССА ДАДА

История жизни этой женщины могла бы послужить сюжетом многотомного авантюрного романа в духе Александра Дюма. В ней было все с избытком: любовь, измены, предательства, забвение, ажиотаж, скандалы и многое другое. К сожалению, конец оказался весьма печальным…

 

Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен (Elsa von Freytag-Loringhoven) родилась 12 июля 1874 в Свайнемюнде, морской порт в Померании вблизи германо-польской границы.  Урожденная Эльза Хильдегард Плётц (Elsa Hildegard Plötz). Дочь уважаемого городского ремесленника Адольфа Юлиуса Вильгельма Плётца и его жены польки Иды Марии. Однако, за благополучным семейным фасадом скрывалась тяжелая драма. Отец злоупотреблял алкоголем, устраивал пьяные дебоши, рукоприкладствовал. Хуже того, неоднократно подвергал Эльзу и ее сестру Шарлотту сексуальному насилию, заразил жену сифилисом, который ускорил ее кончину. По некоторым сведениям, Эльза также страдала наследственным заболеванием.


После смерти жены, Адольф Плётц привел в дом свою любовницу. Ужиться под одной крышей с мачехой Эльза не смогла. В 1892 она бежала в Берлин. Жила у тетки, содержавшей фешенебельный галантерейный магазин на Фридрихштрассе. По собственным воспоминаниям: «старая дева обожала мою мать, а, следовательно, и меня«.  В восемнадцать лет поступила на курсы актерского мастерства, Тесно подружилась с группой берлинской артистической молодежи. Около четырех лет выступала в театре живых фигур «Living Marble Figures» Анри де Фриза.
Своевольная, экстравагантная девушка никогда не признавала никаких условностей, постоянно кружилась в вихре мимолетных, но бурных увлечений. В 1896-1898 находилась в связи с художником Мельхиором Лектером (1865-1937), страстным поклонником Р.Вагнера и Ф.Ницше. Около года была близка с поэтом Эрнстом Хардтом (1876-1947), но оставила его, как только узнала об измене. В 1898-1900 путешествовала по Италии с художником Рихардом Шмитцем (1876-1950), который преподнес ей первые уроки изобразительного искусства.
В 1900 Эльза получила небольшое наследство, благодаря чему смогла посещать художественную школу в Дахау близ Мюнхена. Среди преподавателей оказался известный архитектор-модернист Август Эндель (1871-1925). К ужасу своих друзей, он без ума влюбился в непутевую ученицу, уже заслужившую весьма сомнительную репутацию. Их свадьба состоялась  в апреле 1901 в Мюнхене. Супруги поселились в Берлине, где А.Эндель получил заказ на проект здания  театра Вольцоген. Как и предсказывали доброжелатели, брак оказался на редкость неудачным. Очень скоро выяснилось, что сексуальные потребности молодой жены  значительно превосходят возможности А.Энделя. Он упрекал ее в бешенстве матки, а она швырялась в него домашними тапками. Спустя год Эльза сошлась с литератором и переводчиком Феликсом Греве (1879-1948). С молчаливого согласия мужа эта связь приобрела характер любовного треугольникаВ январе 1903 все трое отправились  в Италию. В Неаполе А.Эндель покинул любовников, которые направились далее в Палермо.
По возвращении из Сицилии,  Ф.Греве был арестован в Бонне за мошенничество и присвоение десяти тысяч марок. С мая 1903 по июнь 1904 находился в заключении. Зарабатывал переводами  произведений О.Уайльда, А.Жида, Г.Уэллса и др. Эльза также вплотную занялась литературным творчеством. После освобождения Ф.Греве вместе с ним поселилась в Воллерау, Швейцария. Между августом 1904 и мартом 1905 еженедельный литературный журнал “Die Freistatt” опубликовал семь стихотворений за подписью Fanny Essler. По всей вероятности, автором являлась Эльза, хотя Ф.Греве без ложной скромности присвоил авторство себе.  Под своим именем он напечатал также романы «Fanny Essler» (1905) и «Maurermeister Ihles Haus» (1906). В письме подруге Эльза утверждала, что книги: «Они были продиктованы мною — это была моя жизнь».
В 1905-1906 парочка проживала в т.н. Париж-Пляж – месте летнего отдыха парижан на правом берегу Сены. Опасаясь преследований полиции, зимой 1906 они вернулась в Берлин. В июле 1909 Ф.Греве решил начать жизнь сначала. С помощью Эльзы, которая  написала от его имени поддельную посмертную записку, он инсценировал свое самоубийство. Поспешно покинул Европу на лайнере «The Megantic» рейсом из Ливерпуля в Монреаль. В Канаде Ф.Греве легализовался под именем Фредерик Филип Гров. В 1925 Ф.Греве описал свои приключения  в автобиографическом романе “Settlers of the Marsh”. Эльза фигурирует в нем как “плохая женщина Клара Фогель” («bad woman Clara Vogel»).
Оставшись без средств существования, Эльза вынуждена была прибегать к самым сомнительным источникам дохода. По слухам, не брезговала даже торговать своим телом. В июле 1910 она отправилась в Америку на поиски сбежавшего друга. Ф.Греве  нашелся на маленькой ферме в городке Спарта, штат Кентукки, где он занимался сельским хозяйством. Он сильно переменился. По словам Эльзы, Ф.Греве, “помешался на идее девственности” и отказывался заниматься сексом. Окончательный разрыв произошел в 1912. Эльза переехала в Цинциннати, затем в Филадельфию, где подрабатывала натурщицей у художников Д.Биддла и Ч.Шилера.
Дойдя до последней степени обнищания, она, наконец, добралась до Нью-Йорка. Случайно познакомилась с бароном Леопольдом фон Фрейтаг-Лорингховеном (1885-1915?), белой вороной, отбившейся от своего аристократического семейства.  В ноябре 1913 Эльза вышла за него замуж и таким образом неожиданно приобрела баронский титул. Издательница Маргарет Андерсон посвятила супружеству Эльзы несколько строк в своих мемуарах “My Thirty Years’ War”: “Она появилась в отеле “Ритц” с покойным бароном фон Лорингховен, который поспешно вернулся в Германию в начале войны, а затем разочаровался в войне и застрелился — акт, который его жена назвала самым смелым в его жизни”.
Начался наиболее яркий и кипучий период жизни баронессы. Она познакомилась с молодыми художниками-авангардистами Терезой Бернштейн, Сарой Фридман-Макферсон, фотографом Ман Реем и др. Близко подружилась с известной американской журналисткой Джуной Барнс.

Читайте также  БЕДНАЯ, БЕДНАЯ МОНА ЛИЗА...
 
Э. фон Фрейтаг-Лорингховен и Д.Барнс. 1926

Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен внесла заметный вклад в развитие художественного направления дадаизм. Завоевала признание художника Марселя Дюшама, который считал ее своей музой. По воспоминаниям, именно Э. фон Фрейтаг-Лорингховен подала М.Дюшаму идею скандально известного шедевра “Fountain”, представляющего собой самый обычный писсуар.

 
М.Дюшам.  Fountaine.1917
Вскоре Эльза сама занялась живописью и скульптурой. Портрет М.Дюшама (1915), арт-объект God и др. ее работы ныне находятся в нью-йоркском Whitney Museum. Удостоилась внимания крупной меценатки Пегги Гуггенхейм, которая оказывала ей покровительство.


Э. фон Фрейтаг-Лорингховен. God.
 
 
Э. фон Фрейтаг-Лорингховен. Limbswish. ок. 1917-1918
Художественный критик Джейн Хип писала, что только Э. фон Фрейтаг-Лорингховен «одевается как да-да, любит как да-да, живет как да-да». В богемных кругах Гринвич-Виллиджа Эльза получила прозвище Баронесса-дада или  Мама-дада.
 

 

 

Дадаисты в кафе «Вольтер». Цюрих, начало 1910-ых

В поэзии Э. фон Фрейтаг-Лорингховен придерживалась откровенно провокационного стиля. Начиная с 1918 опубликовала в журнале “The Little Rewiew” около двадцати стихотворений, в т.ч. знаменитое «Love – Chemical Relationship» («Любовь – химическая реакция»):
No spinsterlollypop for me!
Yes! We have no bananas
I got lusting palate
I always eat them…
There’s the vibrator
Coy flappertoy! …
A dozen cocktails, please! 

Подстрочный перевод:
Нет, я не старая дева с леденцом!
Да! У нас нет бананов
Я вожделею от их вкуса
Я их всегда ем…
Это вибратор
Игрушка для застенчивых флапперс!..
Дюжину коктейлей, пожалуйста!

 
Автограф Э. фон Фрейтаг-Лорингховен

Вскоре Э. фон Фрейтаг-Лорингховен превратилась в живую достопримечательность Нью-Йорка. Она щеголяла своей экстравагантностью: прогуливалась полуголой по центральным улицам, шокировала публику ожерельем  из сухофруктов, чайной ложечкой вместо серьги, шляпой в виде клетки с канарейками, черной губной помадой и т.п. Ее часто задерживали за нарушение общественного порядка. По воспоминаниям М.Андерсон,  Э. фон Фрейтаг-Лорингховен «так ловко выскакивала из патрульной машины, что даже полицейские восхищались». Эльза охотно позировала М.Дюшаму и Ман Рею для съемок короткометражки  “The Baroness Shaves her Pubic Hair” (“Баронесса бреет лобковые волосы”). 

В апреле 1923 Э. фон Фрейтаг-Лорингховен вернулась в Берлин, надеясь на поддержку старых друзей. Однако, в послевоенной разоренной Германии она столкнулась с непреодолимыми материальными трудностями. По некоторым сведениям, зимой 1923-1924 баронессе приходилось даже торговать газетами на углу Курфюрстендам. Э. фон Фрейтаг-Лорингховен обращалась за помощью к своим бывшим любовникам и безуспешно пыталась шантажировать некоторых из них. Ее положение усугублялось прогрессирующим психическим расстройством. С огромным трудом Эльзе удалось получить французскую визу. В мае 1926 она поселилась на Монпарнасе в Париже.  Э. фон Фрейтаг-Лорингховен изо всех сил старалась бороться с нуждой и отчаянием, даже вынашивала утопические планы открыть школу моделей, но им не суждено было сбыться.

15 декабря 1927 Э. фон Фрейтаг-Лорингховен была найдена  мертвой рядом с любимой собачкой в своей квартире на улице Барро. По официальной версии, причиной смерти стало отравление газом. Однако, близкие друзья Эльзы, в т.ч. ее душеприказчица Д.Барнс, сильно сомневались, что она добровольно покончила жизнь самоубийством. Загадочные обстоятельства смерти Э. фон Фрейтаг-Лорингховен не установлены до сих пор. Ее останки похоронены на парижском кладбище Пер Лашез.

 
Посмертная маска фон Фрейтаг-Лорингховен
В 2011 увидел свет сборник стихов и записок Э. фон Фрейтаг-Лорингховен «Body Sweats: The Uncensored Writings of Elsa von Freytag-Loringhoven».

 

2 thoughts on “ЭЛЬЗА ФОН ФРЕЙТАГ-ЛОРИНГХОВЕН: БАРОНЕССА ДАДА

  1. Hi, i feel that i saw you visited my weblog thus i came to return the favor?.I’m trying to
    find issues to enhance my website!I suppose its ok to make use of some of
    your concepts!!

Comments are closed.

\