АСПАЗИЯ — ДИТЯ ДЕМОКРАТИИ

Достоверных сведений о жизни древнегреческой гетеры Аспазии почти не сохранилось. Она родилась ок.469 до н.э в ионийской колонии Милет (на территории современной Турции). Дочь некоего Аксиоха, судя по всему, человека весьма небедного и довольно передовых взглядов. Во всяком случае, он не поскупился дать дочери блестящее образование, недоступное подавляющему большинству гречанок. Его усилия не пропали даром. Девочка с юных лет отличалась незаурядным природным умом и практической хваткой. Рано осиротела, воспитывалась в семье своей дальней родственницы, жены военачальника Алкивиада. Приблизительно в 445 до н.э. покинула родину и обосновалась в городе Мегара на северо-западе греческого архипелага. Злые языки утверждали, что Аспазия начала свою карьеру в местном публичном доме. Плутарх в биографии “Жизнь Перикла” писал, что профессиональным навыкам ее научила известная гетера Фаргелия.

 
Аспазия. Скульптурное изображение из музеев Ватикана.

Добившись известности, Аспазия перебралась в Афины, где и провела большую часть жизни. В то время положение женщины в обществе было весьма унизительным. Все ее жизненное пространство не выходило за тесные рамки гинекея – женской половины дома. Общение с внешним миром ограничивалось посещением храма. Юридические права были сужены до предела и фактически принадлежали отцу, опекуну или мужу. Идеал древнегреческой женщины лучше всего отразился в традиционной надписи на кладбищенских надгробиях: «Pia pudens pudica. Lanam fecit» («Благочестива, скромна, целомудренна. Пряла шерсть»).

Дерзкая и уверенная в себе Аспазия поставила своей целью сломать сложившиеся традиции. Она не захотела подчиняться установленным приличиям. Аспазия нашла для себя подходящее занятие: обучать искусству красноречия всех желающих. Вначале открыла школу для девочек, где давала уроки риторики, стихосложения, музыки и т.п. Затем занятия стали посещать мужчины, которые желали поступить на государственную службу или выступать на народных собраниях. Репутация Аспазии значительно укрепилась. В анонимном диалоге «Менексен» Сократ утверждает, что учителем у него «была та, что совсем неплохо разбиралась в риторике и вдобавок обучила многих хороших ораторов». Самого себя Сократ называет её «старательным учеником в этом деле».

Читайте также  ДВЕ АФРОДИТЫ
 
Никола-Андре Монсьо. Дебаты Сократа и Аспазии. ок. 1800

Аспазия живо интересовалась политикой и философией, вела ученые споры о диалектике и основах космогонии. Охотно покровительствовала искусствам, водила дружбу с молодыми поэтами, художниками, скульпторами.

 
Генри Холлидей. Аспазия на холме Пникс (месте проведения Народных собраний в Афинах). 1888

Постепенно вокруг Аспазии сплотился тесный круг друзей, почитателей и единомышленников: Анаксагор, Ксенофонт, Фидий, Еврипид и др. Входил в него и сам отец-основатель афинской демократии, знаменитый полководец Перикл (ок. 494 до н.э.- 429 до н. э.).

 
Перикл. Римская копия древнегреческого скульптурного изображения из музеев Ватикана

Ок. 450-445 до н.э. Перикл развелся с первой женой и даже подыскал для нее нового мужа. Он сделал это, чтобы жениться на Аспазии. Впрочем, их брак не имел законной силы, поскольку афинянин не мог жениться на чужестранке. Родившийся от этого союза сын Перикл-младший получил афинское гражданство только в виде исключения. Несмотря на все эти досадные мелочи, Аспазия полностью подчинила себе Перикла и даже пыталась оказывать на него политическое влияние. К ее мнению вынужденно прислушивались высшие должностные лица государства.

 
Жозе Гарнело. Аспазия и Перикл

Вместе с тем, Аспазия имела много завистников и недоброжелателей. Современники обвиняли ее в крупных хищениях во время Пелопоннесской войны со Спартой (431 до н.э.- 404 до н.э.); считали ответственной за восстание Самиана в 440 до н.э. Ее подозревали в мстительности и злопамятстве. Якобы, Аспазия добилась ограничений на торговлю с Мегарой, что бы взыскать с граждан этого города старый неоплаченный долг. Критики изощрялись в обидных прозвищах и сравнениях. Драматург Евпл в комедии “Демес” презрительно именовал Аспазию “всеобщим достоянием”. Аристофан и другие сатирики сравнивали ее с Омфалой и Деянирой, погубивших Геракла и превративших его в раба.

Народное собрание с легкостью признало Аспазию ответственной за все кровопролитные войны и несчастья, обрушившиеся на Афины. Сочинитель Гермип обвинил Аспазию в безнравственности и оскорблении богов. Жена афинского стратега избежала смертной казни только благодаря заступничеству мужа. Однако, в 429 до н.э. Перикл умер. Аспазия вдовела недолго и вскоре вышла замуж за другого вождя демократов Лизида, родила от него сына. Через полтора года Лизид погиб в одном из сражений. Оставшись без влиятельной поддержки, Аспазия вместе с ребенком удалилась из Афин. По слухам, последние годы жизни провела где-то в Аттике в деревенской глуши и скончалась ок.406 до н.э. Точные обстоятельства и дата ее смерти неизвестны.

Читайте также  БИБЛЕЙСКАЯ МОРАЛЬ

Аспазия, безусловно, во многом превзошла свое время и прославила золотой век Перикла. Однако, как показывает практика, для женщины сочетание красоты и ума часто оказывается роковым. Аспазия оказалась редким исключением и едва не доказала обратное. Ее имя заслуженно сохранилось в истории. В первом столетии до н.э. римский оратор Цицерон назвал сочинения Аспазии примером индуктивной логики. В 1836 английский поэт Уолтер Савадж Ландор немало заработал, опубликовав фальшивую переписку Аспазии и Перикла. Именем Аспазии назван астероид, открытый в 1895.

 

\