МАДАМ ДЮ БАРРИ — ИЗ ПОСТЕЛИ НА ГИЛЬОТИНУ

Мария Жанна дю Барри (Дюбарри) родилась 19 августа 1743 в городке Вакулер в Лотарингии. Урожденная Жанна Бекю, внебрачная дочь простолюдинки и неустановленного отца. Вероятно, им был богатый откупщик Клод-Рок Биллард де Монсо. Впрочем, сама Жанна позднее утверждала, что ее отцом является сборщик податей Жан Вобернье. В некоторых документах она также именуется по фамилии одной из своих бабок мадемуазель де Кантиньи.
 
Э. Виже-Лебрен. Портрет Жанны дюБарри
 
В 1749 мать Жанны вышла замуж за Николя Рансона, разбогатевшего поставщика провианта для армии. Благодаря его протекции, в 1753-1758 девочка смогла посещать монастырскую школу. В юности на ее долю выпало немало испытаний. Скиталась по богатым домам, освоила профессию парикмахера, но не задержалась на месте, так как родила от хозяина ребенка. Служила горничной в доме королевского откупщика Лагарда. В 1762 поступила продавщицей в модный магазин “Á la Toilette». Одновременно подрабатывала в сомнительном заведении мадам Кесней под вымышленным именем мадемуазель Ланж.
Здесь-то ее и заприметил бравый армейский капитан граф Жан Дюбарри. К своим сорока годам он уже успел приобрести дурную репутацию и прозвище Le Roué (развратник). Граф довольно успешно занимался великосветским сводничеством и поставлял знатным господам подходящий товар. Он быстро оценил перспективы, связанные с продвижением Жанны своим клиентам.Ему удалось заинтересовать всесильного герцога Шуазеля, который часто использовал женщин для достижения своих политических целей.

Личный камердинер короля Лебель представил Жанну Людовику XV. Любвеобильный монарх был мгновенно покорен. Однако, из-за своего низкого происхождения девица не могла быть допущена ко двору. Жан Дюбарри легко нашел выход из положения и выдал ее замуж за своего брата Гийома. 1 сентября 1768 Жанна Бекю стала графиней дю Барри, а 22 апреля 1769 появилась на балу в Версале. За свои услуги Ж.Дюбарри получил графство Исл-Журден и обширные поместья в восточной Гаскони.

Жанна дю Барри сделала молниеносную карьеру, полностью вытеснив официальную фаворитку мадам Помпадур. Она получила от Людовика XV огромную ренту, роскошные драгоценности, поместья в Сант-Вре и Лувесьенне, неподалеку от Марли-ле-Руа.
Гула Бенчур. Король Людовик XV и мадам Дюбарри. 1874
 
Замок Ж. дюБарри в Лувесьенне. Современная фотография.
 
Неожиданно свалившееся богатство не испортило бывшую модистку. Жанна дю Барри много и охотно занималась меценатством, способствовала развитию художественных ремесел, в частности, производству знаменитого севрского фарфора. Ее покровительством пользовались такие художники, как Ж.-М.Вьен, Ф.-Ю.Друэ, Ж.-Б.Грез, Ж.-О.Фрагонар, скульпторы Ж.Лекомт, О.Пажу, Г.Аллегрен и др. Именно Жанна дю Барри приложила немало стараний для развития знаменитого декоративного стиля, известного под названием Луи сез (Луи XVI).
Многие деятели Просвещения искреннее восхищались красотой и природными талантами Жанны. Так, Вольтер, которого графиня дю Барри приветствовала двумя воздушными поцелуями, ответил ей галантным четверостишием:
Quoi, deux baisers sur la fin de la vie !
Quel passeport vous daignez m’envoyer !
Deux, c’est trop d’un, adorable Egérie,
Je serai mort de plaisir au premier.
Подстрочный перевод:
Какие два поцелуя в конце жизни
Вы соизволили мне послать
Два, это чересчур много, восхитительная Эгерия
Я умру от удовольствия после первого.
Вместе с тем, при дворе образовалась целая партия врагов Жанны дю Барри. Премьер-министр Э.Шуазель не оставлял надежды сместить наглую выскочку и поставить на ее место свою сестру Беатрикс де Граммон. Он и его единомышленники распространяли порочащие графиню слухи, оплачивали публикации полупорнографических пасквилей вроде “Обучение модистки, или Апофеоз короля Пето” (“L’Apprentissage d’une fille de modes, ou L’Apothéose du roi Pétaud”). Э.Шуазель внушил королеве Марии-Антуанетте неприязнь к Жанне, которую та сохранила до конца жизни. Только в 1771 Жанна дю Барри добилась отставки Э.Шуазеля и достигла вершины своего могущества. Вплоть до смерти Людовика XV в 1774 ее положение оставалось непоколебимым.
Вступивший на престол Людовик XVI отнюдь не испытывал к Жанне дю Барри особого расположения. До него дошли слухи, что в молодости она работала в публичном доме мадам Гурден. Без лишних объяснений графиня была выслана в монастырь Понт-о-Дам. Лишь в октябре 1776 она получила разрешение вернуться в свое поместье Лувесьенн.
Графиня попыталась жить спокойной и размеренной жизнью, впрочем, не отказывая себе в привычных развлечениях. Она завела страстный роман с герцогом Луи де Коссе-Бриссаком, а затем со своим соседом, англичанином Генри Сеймуром. Сельские досуги Жанны скрашивали также визиты художницы Элизабет Виже-Лебрен, которая создала три ее великолепных портрета. К огромному неудовольствию Марии-Антуанетты, ее брат, император Иосиф II в 1777 посетил Лувесьенн и наговорил хозяйке кучу комплиментов. Он любезно поднял упавшую с ноги графини подвязку со словами: “Мадам, всем правит красота!
Великая французская революция резко изменила судьбу Жанны дю Барри. В 1791 воры похитили из ее дома драгоценности стоимостью почти 80 тысяч ливров (приблизительно ок. 60 миллионов евро). Графиня назначила крупное вознаграждение за их поимку, тем самым невольно раскрыла размеры своего состояния. В поисках пропавших сокровищ она несколько раз посещала Лондон, что вызвало подозрение вождей революции. Графиню обвинили в заговоре с политическими эмигрантами, бежавшими в Англию. Общественное мнение было настроено крайне агрессивно. 9 сентября 1792 члены местного Национального собрания подбросили ей в окно голову Л. де Коссе-Бриссака, отрубленную накануне в Версале. При виде окровавленной головы Жанна упала в обморок.
Через несколько дней графиня дю Барри была арестована по обвинению в измене и шпионаже. Пристрастное следствие в тюрьме Сан Пелажи длилось недолго. Судьи в основном упирали на аморальный облик обвиняемой. В заключительной речи государственный обвинитель заявил: «Вы видите перед собой парижскую Мессалину, эту современную Лаису, прославившуюся своей распущенностью и своей развратной жизнью; видите женщину, которая ради распутства разделяла жизнь и судьбу деспота, пожертвовавшего богатством народа, ради постыдных наслаждений. Но не позорное и бесчестное возвышение и не гнусное распутство этой проститутки должно привлечь ваше внимание. Вы должны решить не составляла ли… она заговора против свободы и господства народа?»lll
17 сентября 1793 Революционный трибунал Парижа приговорил гражданку дю Барри к смертной казни через гильотинирование. 8 декабря 1793 она взошла на эшафот. По легенде, дю Барри до последнего момента умоляла палача: «Еще минуту, прошу вас!.. « Последними ее словами были “Надеюсь, вы не сделаете мне больно, сударь!
Жанна дю Барри отправляется на эшафот
 
В 1829-1830 были опубликованы «Воспоминания графини Дю Барри» (“Mémoires of the Comtesse Du Barry with minute details of her entire career as favorite of Louis XV”, написанные от ее лица литератором Этьеном Ламотт-Лангоном.
Образ графини дю Барри сохранился в различных произведениях искусства. Романы Александра Дюма; Эдмона Гонкура; Жана Плейди; Моники Беренштейн; Андре Ламбера; Роже Дюгени мн. др. Фильмы Гордона Эдвардса “Madame Du Barry” (1917) с Тедой Бара в заглавной роли; Эрнста Любича “Madame Du Barry” (1919) с Полой Негри; “Du Barry, Woman of Passion” (1930) с Нормой Телмейдж; Уильяма Дитерле “Madame Dubarry” (1934) с Долорес дель Рио; “Marie Anoinette” (1938) с Гледис Джордж; Кристиан-Жака “Madame Du Barry” (1954) с Мартин Кароль; Софии Коппола “Marie Anoinette” (2006) с Азией Ардженто и др. Оперетта Карла Милллекера “Графиня Дюбарри” (1879); мюзикл Кола Портера “DuBarry Was a Lady” (1943) и др.
 

 

Читайте также  ЕКАТЕРИНА II. ПАРАД ФАВОРИТОВ. ч.1
\