
Аддикция сексуальная — Адонис — Адорация
Многотомный «Словарь доктора Либидо» создан для того, чтобы восполнить недостаток адекватных терминов и понятий, прослыть в обществе культурным человеком и не уподобляться поручику Ржевскому. Содержит примеры употребления из классической и современной литературы. Ознакомительный отрывок.
АДДИКЦИЯ СЕКСУАЛЬНАЯ /англ. Addiction sexual/, зависимость личности от эротизирующих факторов внешней среды.
Термин введен в оборот амер. психологом Патриком Карнсом в 1983. Выражается в гиперсексуальном поведении в быту, неспособности контролировать свои сексуальные потребности, сверхценном увлечении порнографией, сексом виртуальным и т.п. По данным социологических опросов, в США А.С. страдают в основном мужчины, составляющие 3-6% общей численности населения.
Аддикт – лицо, подверженное А.С.
Аддиктология – раздел в психологии, занимающийся изучением А.С.
А.С. /в разг. речи/ — сексоголизм.
«Любая аддикция связана с эффектом привыкания и снижения остроты переживания удовольствия». М.Соловьева. Юридическая психология.
АДОНИС /от финик. adon — господин/ (Аден; Адон; Адонай), сын мифического царя Кипра Кинира и его родной дочери Мирры (Смирны), которая в наказание за кровосмешение была превращена в дерево.
Прекрасный юноша, внушивший страстную любовь богине любви Афродите. Смертельно ранен диким вепрем во время охоты. На месте гибели А. земля и воды окрасились в кровавый цвет, а слезы, пролитые безутешной богиней, превратились в цветки анемоны. А. был воскрешен по воле верховного бога Зевса. Олицетворял смену времен года: зимой находился в подземном царстве, а весной возвращался на землю.
Джузеппе Маццуоли. Смерть Адониса. 1709
Почитался как бог плодородия и растительности в финик.-сирийской мифологии; cоответствует языческим богам Аттису; Ваалу; Таммузу. Центр культа А. находился в городе Библ в Финикии (ныне Джубейля). На греческий архипелаг перенесен в эпоху Перикла (ок. 490-429 до н.э.). Праздники в честь А. (адонии) включали в себя проституцию культовую, бичевание и даже самооскопление. По свидетельству Лукиана, «местные жители подвергают себя истязаниям, оплакивают Адониса и справляют оргии, а по всей стране распространяется великая печаль». Ритуальные оргии в честь А. упоминаются также в произведениях Сафо и Феокрита («Сиракузянки»). См. также Божества любви.
Рубенс. Венера и Адонис. 1614
А. — один из самых популярных персонажей античной мифологии (фрески Геркуланума и Помпеи; роспись на вазах, рельефы саркофагов и др.; произведения Овидия, Аполлодора, Антонина Либерала и др.). Позднее нашел отражение в средневековых гравюрах, живописи Д.Джорджоне, Тициана, Я.Тинторетто, А.Карраччи, П.Веронезе, Г.Рени, П.Рубенса, Н.Пуссена и др. К образу А. обращались У.Шекспир, Дж. Марино, Ж.Лафонтен, Лопе де Вега и др. Скульптуры А. работы А.Кановы, Б. Торвальдсена, О.Родена и др. В музыке миф об А. лег в основу опер Д.Маццокки, К.Монтеверди, Р.Камбера, Д.Легренци и др.
«Адониса Киприда ищет —
по берегу моря рыщет,
как львица.
Киприда богиня утомилась —
у моря спать она ложилась —
не спится —
мерещится ей Адонис белый,
ясный взор его помертвелый,
потухший.
Вскочила Киприда, чуть дышит,
усталости она не слышит
минувшей.
Прямо к месту она побежала,
где Адониса тело лежало
у моря.
Громко, громко Киприда вскричала,
и волна шумливо роптала,
ей вторя». М.Кузмин.
АДОРАЦИЯ /от франц. adorable – восхитительный, прелестный/, 1) устаревшее — то же, что обожание; восхищение;
«Да еще за такой дамой, которая адорабль и которая тот один имеет порок, что в Париже не была». А.Сумароков. Пустая ссора.
2) в католической церкви разновидность внелитургического почитания Святых Даров.