ПОСЛЕ НАС ХОТЬ ПОТОП . ч. 2. Помпадур золотая рыбка

Эта женщина не была королевой, однако почти двадцать лет фактически управляла Францией. Она принимала решения, развязывала войны, распоряжалась казной и покровительствовала искусствам. У дверей ее спальни толпились министры, послы и особы королевских кровей. И это при том, что по происхождению она даже не принадлежала к дворянскому сословию. 

Розальба Каррьера. Пастельный портрет мадам де Помпадур
Розальба Каррьера. Пастельный портрет мадам де Помпадур

Жанна-Антуанетта Пуассон (фр. poisson – рыба) родилась под новый год 29 декабря 1721 в Париже. Ее отцом считается бывший лакей Франсуа Пуассон, сделавший карьеру на поставках продовольствия. Его жена Мадлен де Ла Мотт не отличалась строгим поведением, поэтому многие современники сомневались в отцовстве Франсуа Пуассона. Настоящим отцом девочки мог быть банкир Парис де Монмартель, либо королевский сборщик налогов Шарль Ле Норман де Турнем. Именно он в 1725 был назначен опекуном Жанны, когда Ф.Пуассон сбежал за границу из-за подозрений в махинациях и воровстве. 

Благодаря заботам опекуна, маленькая Жанна-Антуанетта выросла в обстановке благополучия и всеобщего внимания. В кругу семьи имела прозвище Reinette (королевна). Получила разностороннее домашнее воспитание, затем  обучалась в монастырской школе святой Урсулы в Пуасси. Проявила определенные художественные способности: играла на клавикорде, неплохо пела и рисовала. Участвовала в любительских спектаклях т.н. Клуба на антресолях (Club de l’Entresol), который нередко посещали многие представители придворной знати.

В 1741 Жанна вышла замуж за племянника своего опекуна Шарля Ле Норман д’Этиолле (Charles Guillaume Le Normant d’Etiolles, 1717-1799). В браке родила двоих детей. Первый мальчик умер через год после рождения в 1742; второй — Александр-Жан (по прозвищу Фанфан) также прожил недолго (1744-1754). Почти четыре года Жанна добросовестно исполняла роль почтенной матери семейства и радушной домохозяйки. 

В ночь с 25 на 26 февраля 1745 молодая женщина посетила бал-маскарад в Версале по случаю бракосочетания дофина с испанской принцессой Марией-Терезией. Здесь ее увидел король Людовик XV, который еще носил траур по своей прежней фаворитке герцогине М.-А. де Шатору. С этого момента началось стремительное возвышение Жанны. В марте 1745 она стала любовницей короля, а уже 7 мая 1745 ее брак с Ш. д’Этиолле был расторгнут. 24 июня 1745 Людовик удостоил ее титулом маркизы Помпадур, 14 сентября того же года она была официально представлена ко двору. Апартаменты фаворитки расположились на третьем этаже Версальского дворца, прямо над покоями Людовика. Младший брат Помпадур Абель-Франсуа Пуассон де Вандьере также не остался без награды и получил титул маркиза Мариньи. 

Читайте также  Венецианские куртизанки. 3. Вероника Франко
Франсуа Буше. Портрет маркизы де Помпадур. 1758
Франсуа Буше. Портрет маркизы де Помпадур. 1758

На первых порах новоиспеченной маркизе пришлось преодолевать неприязненное отношение аристократической знати, которая считала ее мещанкой и выскочкой. У нее за спиной перешептывались и передавали из рук в руки оскорбительные памфлеты, т.н. пуассонады:

Fille de sangsue et sangsue elle-même
Poisson d’une arrogance extrême
Etale en ce château sans crainte et sans effroi
La substance du peuple et la honte du Roi  

Подстрочный перевод:

Дочь пиявки и сама пиявка

Чересчур высокомерная рыба

Устроилась во дворце без страха и смущенья

Народа плоть и позор короля.

Помпадур оказалась крепким орешком. Она довольно быстро освоила придворный этикет и заставила считаться с собой. Фаворитка полностью подчинила себе Людовика XV и до конца жизни играла заметную роль в общественно-политической жизни всей Европы. Вмешательство Помпадур в государственные дела далеко не всегда шло на пользу Франции. Она несет ответственность за серьезное ухудшение отношений с Австрией, которое привело к Семилетней войне. Помпадур настаивала на плане колонизации Канады, в результате чего Франция потеряла свои заокеанские территории. Однако, неудачи на международной арене не отразились на отношениях с королем. 

Помпадур меценатствовала и покровительствовала искусствам и наукам. Дружила с Ж.-Л. Бюффоном, Ш.-Л.Монтескье, Ж.Мармонтелем, Д.Дидро, Ж. д’Аламбером и др. деятелями эпохи Просвещения. Поддерживала художников Ж.М.Наттье, Ф.Буше, Ж.Б.Ревейона, Ф.Х.Друо и др. Способствовала академической карьере Вольтера, который выразил свою благодарность в ряде произведений («Наваррская принцесса», «Храм Славы», «Танкред» и др.). Помпадур добилась пенсии для своего престарелого учителя декламации К.Кребийона. Сыграла в одной из пьес Ж.Ж.Руссо, причем мужскую роль. Разрабатывала проекты городской и парковой архитектуры, образцы которой сохранились до наших дней (площадь Конкорд, Военная школа и др.). Способствовала развитию художественных ремесел, в частности, созданию фабрики севрского фарфора и др. 

При этом Помпадур никогда не забывала о собственных интересах. По приблизительным подсчетам, период ее фаворитизма обошелся королевской казне в громадную сумму в 36 миллионов франков. Помпадур получала ежемесячное содержание в 24 тысячи ливров, правда, позднее Людовик несколько его сократил. Предприимчивая дочь интенданта сумела овладеть крупной недвижимостью, в т.ч. замками Кресси, Бельвю, Сель, охотничьими домиками в Версале, Фонтенбло, Компьене, домами и отелями в Париже и др. городах. Собрала огромную коллекцию драгоценных камней, произведений искусства, мебели и антиквариата. С именем Помпадур связано целое стилистическое направление, отличавшееся помпезной роскошью (т.н. стиль à la Reine). 

Читайте также  ДОНАЛЬД И МЕЛАНИЯ ТРАМП. ЯЗЫК ТЕЛА.

Помпадур умело манипулировала поведением короля, потворствовала его самым низменным инстинктам. Она не только закрывала глаза на его многочисленные похождения, но часто сама подыскивала ему любовниц. Помпадур опекала и контролировала обитательниц т.н. Оленьего парка – нескольких охотничьих домиков в укромном уголке Версаля. В них одновременно проживало несколько десятков девушек, предназначенных для плотских развлечений Людовика XV. 

Помпадур долгое время удавалось выдержать конкуренцию с более молодыми соперницами. Однако, ее здоровье было подорвано двумя выкидышами, случившимися в 1746 и 1749. Развившийся на этой почве туберкулез ограничил близость с королем. Ее мучили страшные головные боли и затрудненное дыхание. Начиная с 1750, Людовик XV стал для Помпадур всего лишь «снисходительным и преданным другом». Недолгий бабий век золотой рыбки склонился к закату.

Франсуа Друэ. Портрет маркизы де Помпадур
Франсуа Друэ. Портрет маркизы де Помпадур

Маркиза Помпадур скончалась в Версале 15 апреля 1764 в возрасте сорока трех лет.  Рассказывают, что во время похорон пошел дождь и король соизволил пошутить «Маркиза выбрала не лучшую погоду для своего путешествия» («La marquise n’aura pas de beau temps pour son voyage»).

Помпадур оставила о себе память, как об одной из самых галантных, но весьма циничных женщин XVIII века. Ее имя стало нарицательным для обозначения пороков великосветского общества. Именно Помпадур историки приписывают фразу, затем повторенную Людовиком XV: “После нас, хоть потоп” (“Après nous, le déluge”).

Продолжение следует.

COPYRIGHT © Александр Сосновский

Оставьте комментарий