ЭДИТ ПИАФ: ЖИЗНЬ НАВЗРЫД.

Великая французская певица и актриса Эдит Пиаф (Piaf Édith) родилась 19 декабря 1915 в Менильмонтане, одном из беднейших районов Парижа. По рассказам, это событие произошло прямо на улице Бельвиль под уличным фонарем. Урожденная Эдит Джованна Гассьон (Édith Giovanna Gassion). Названа в честь английской медсестры Эдит Кейвел, героини Первой мировой войны, расстрелянной немцами. Дочь бродячего акробата Луи-Альфонса Гассьона (Louis-Alphonse Gassion, 1881-1944) и его жены, уличной актрисы Аннеты Мейлар (Annetta Giovanna Maillard, 1895-1945), выступавшей под псевдонимом Лина Марса. По линии матери девочка имела смешанное итало-франко-марокканское происхождение. Оба родителя злоупотребляли алкоголем, в тяжелые времена матери приходилось подрабатывать проституцией.

Эдит на руках у отца.

 
 

Эдит. Детские фотографии.

 
 
 
 

До года девочка находилась на попечении бабушки по материнской линии Эммы (Айши) Саид бен Мухаммед (1876-1930). В 1916 отец отправил ее к своей матери, которая содержала маленький публичный дом в городке Берней в Нормандии. С трех до семи лет девочка страдала от глухоты и плохо видела из-за конъюнктивита. Обитательницы борделя проявляли о ней трогательную заботу и даже собрали деньги для паломничества к Святой Терезе. Обращение к божественным силам принесло ребенку чудесное исцеление.

В 1922 Эдит начала участвовать в представлениях своего отца на улицах Парижа: собирала деньги и исполняла незамысловатые песенки. Вскоре пение стало для нее смыслом жизни. Позднее воспоминания юности отразились в песенном творчестве («Elle fréquentait la Rue Pigalle», 1939) и др. В 1929 вместе со своей сводной сестрой Симон Берто (Simone Berteaut), по прозвищу Момон (Mômone), снимала номер в дешевой гостинице Гранд Отель де Клермон по улице Верон, 18.

 
Э.Пиаф и С.Берто (справа).
 
Э.Пиаф и С.Берто (справа).

Девушки часто меняли возлюбленных. От одного из них, рассыльного Луи Дюпонта, в 1931 Эдит родила свою единственную дочь Марсель, которая умерла в возрасте двух лет от менингита.

 
Семнадцатилетняя Эдит с дочерью Марсель.
 
Семнадцатилетняя Эдит с дочерью Марсель.

Для нее это были трудные времена. Эдит попала в зависимость к сутенеру Альберу, который избивал ее и отнимал часть выручки за выступления перед публикой.

В 1935 Эдит познакомилась с Луи Лепле (Louis Leplée), владельцем ночного клуба “Le Gerny” на Елисейских полях. Он по достоинству оценил ее талант и преподал первые уроки актерского мастерства. Л.Лепле создал оригинальный имидж певицы, главным атрибутом которого стало черное платье. Он же придумал сценический псевдоним Пиаф («воробышек» на парижском сленге), очень точно подходивший Эдит: при росте (1, 47 см), она обладала дерзким и бесстрашным нравом.

 
Э.Пиаф и Л.Лепле.
 
Э.Пиаф и Л.Лепле.

Э.Пиаф быстро приобрела известность, подружилась со знаменитым шансонье Морисом Шевалье, поэтом Жаком Боржеа и др. В январе Э.Пиаф первые диски на студии «Polydor». В том же году началось ее творческое содружество с композитором и автором текстов Маргерит Монно.

 
 
 
 

Однако, успешная карьера едва не оборвалась, толком не начавшись. 6 апреля 1936 Л.Лепле был застрелен в своей квартире. Полиция задержала убийц и установила, что они были хорошо знакомы с Э.Пиаф . На нее пало подозрение в соучастии преступления. Несмотря на недостаток доказательств, репутация Э.Пиаф сильно пострадала. В этот трудный момент близким другом Э.Пиаф стал бывший легионер и поэт Раймон Ассо (Raymond Asso, 1901-1968). Он резко ограничил ее сомнительные связи, написал несколько песен («Un jeune homme chantait», «Paris-Méditerranée» и др.).

Читайте также  ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ КАБАРЕ, КАК ЛЮБЛЮ ЕГО Я?
 
Э.Пиаф и Р.Ассо.
 
Э.Пиаф и Р.Ассо.

В 1939 Р.Ассо отправился служить в армию и Э.Пиаф сошлась с актером и певцом Полем Мериссом (Paul Gustave Pierre Meurisse, 1912-1979). Вместе с ним исполнила главные роли в одноактной пьесе Жана Кокто “Равнодушная красавица” (1940).

Во время оккупации Парижа Э.Пиаф проживала в одном доме с респектабельным борделем, который посещали офицеры гестапо. Часто выступала в немецких воинских частях и лагерях для военнопленных, что впоследствии дало повод для обвинений в коллаборационизме. Э.Пиаф утверждала, что действовала по заданию руководителей движения Сопротивления. После концертов фотографировалась вместе с пленными солдатами, якобы, на память. Затем фотографии французов вклеивались в фальшивые паспорта и использовались для побегов.

В послевоенные годы творчество Э.Пиаф получило всемирное признание. В 1947 она впервые побывала в Соединенных Штатах, затем совершила несколько триумфальных турне по Европе и Южной Америке. Э.Пиаф восемь раз приглашалась в шоу Эда Салливана. В 1956 и 1957 выступала на сцене нью-йоркского Карнеги Холла. С 1955 ее главной концертной площадкой в Париже являлся легендарный зал “Олимпия”.

Э.Пиаф охотно протежировала молодым начинающим певцам, которые нередко становились ее близкими друзьями. Так, в 1944 она вывела на сцену Ива Монтана (Yves Montand, 1921-1991), который через год стал одним из самых популярных французских шансонье.

 
Э.Пиаф и И.Монтан.
 
Э.Пиаф и И.Монтан.

В 1951 Э.Пиаф положила начало карьере Шарля Азнавура (Charles Aznavour, род. 1924), который сопровождал ее в поездке по Франции и США. Некоторое время Ш.Азнавур исполнял обязанности ее персонального секретаря и шофера. Вместе с ним Э.Пиаф попала в жуткую автокатастрофу, сломала руку и два ребра. Для снятия боли начала принимать морфин.

 
Э.Пиаф и Ш.Азнавур.
 
Э.Пиаф и Ш.Азнавур.

Личная жизнь Э.Пиаф сложилась весьма бурно. Летом 1948 она познакомилась с Марселем Серданом (Marcel Cerdan, 1916-1949), чемпионом мира по боксу во втором полусреднем весе. Оба были охвачены глубоким, всепоглощающим чувством, которое даже не пытались скрывать. М.Сердан имел жену и троих детей, тем не менее открыто появлялся вместе с Э.Пиаф на публике. Пресса широко обсуждала мельчайшие подробности их романа.

 
М.Сердан.
 
М.Сердан.
 
Э.Пиаф и М.Сердан. 1948.
 
Э.Пиаф и М.Сердан. 1948.

Однако, отношения оборвались трагически. 28 октября 1949 М.Сердан отправился в США на матч-реванш с Джейком Ла Мотта. Перед боем он собирался встретиться с Э.Пиаф в Нью-Йорке. Самолет «Lockheed L-749 Constellation», на котором летел М.Сердан, разбился в районе Азорских островов. Все члены экипажа и пассажиры погибли. Для Э.Пиаф гибель М.Сердана оказалась сильнейшим потрясением. Преодолеть затяжную депрессию Э.Пиаф пыталась с помощью алкоголя и наркотиков. В память о М.Сердане она написала песню “Hymne a l’amour” (1949).

Читайте также  АНИТА БЕРБЕР. ТАНЦЫ ПОРОКА И УЖАСА.

В 1952 Э.Пиаф вышла замуж за певца Жака Пиллса (Jacques Pills, 1906-1970). Свидетельницей на свадьбе была ее подруга, американская кинозвезда Марлен Дитрих. В соавторстве с Ж.Пиллсом Э.Пиаф написала один из своих хитов «Je T’ai Dans la Peau». Супруги развелись в 1956 г.

 
Э.Пиаф и Ж.Пиллс. 1952.
 
Э.Пиаф и Ж.Пиллс. 1952.

Заботливо опекала молодого пианиста Жильбера Беко (Gilbert Bécaud, 1927-2001), впоследствии популярного певца, композитора и актера.

 
Э.Пиаф и Ж.Беко.
 
Э.Пиаф и Ж.Беко.

Э.Пиаф продолжала злоупотреблять психотропными веществами и несколько раз лечилась от наркотической зависимости. Тем не менее, ни на минуту не прерывала певческую карьеру. В конце 1958 она начала сотрудничать с композитором Жоржем Мустаки (Georges Moustaki, род. 1934), который на несколько лет стал ее ближайшим другом. В соавторстве с ним написала знаменитую песню “Milord”, которая в 1959 возглавляла все мировые хит-парады.

 
Э.Пиаф и Ж.Мустаки.
 
Э.Пиаф и Ж.Мустаки.

В том же году Э.Пиаф сильно порезала лицо в очередной автоаварии. Ее физическое и моральное состояние было подорвано. Во время выступления в нью-йоркской «Уолдорф Астория» Э.Пиаф упала прямо на сцене из-за резких болей в животе. Вскоре подобный случай повторился в Стокгольме. Тем не менее, в 1960 Э.Пиаф нашла силы записать легендарную композицию “Non je ne regrette rien”, созданную в содружестве с Шарлем Дюмоном.

В 1961 Э.Пиаф встретила Тео Сарапо (Théo Sarapo, 1936-1970). Урожденный Теофанис Ламбукас (Theophanis Lamboukas). Выходец из Греции, работал в парикмахерском салоне, мечтал о карьере артиста. 9 октября 1962 Э.Пиаф зарегистрировала свой брак с Т.Сарапо в мэрии 16-ого округа Парижа. Неравный союз вызвал много толков и пересудов. Из-за значительной разницы в возрасте пресса называла Т.Сарапо охотником за приданым (gold digger). Однако, в творческом плане сотрудничество с Т.Сарапо оказалось довольно успешным. Вместе с ним Э.Пиаф записала несколько песен, одна из которых (“A quoi ca sert l’amour?”) в 1962 стала хитом. Публика доброжелательно встретила выступление их дуэта на сцене театра “Олимпия” и «Бобино». По всей вероятности, Т.Сарапо искренне любил Э.Пиаф, окружил ее заботой и вниманием.

 
Бракосочетание Э.Пиаф и Т.Сарапо. 1962 .
 
Бракосочетание Э.Пиаф и Т.Сарапо. 1962 .

В 1963 у Э.Пиаф диагностировали рак печени. Она впала в кому и последние месяцы жизни провела на своей вилле в Пласкассье на Французской Ривьере. Э.Пиаф умерла 11 октября 1963, в один день со своим другом Жаном Кокто. Католическая церковь отказалась отпевать Э.Пиаф. Однако, десятки тысяч поклонников проводили ее в последний путь на кладбище Пер Лашез в Париже. В 1970 в соседней могиле был похоронен погибший в автокатастрофе Т.Сарапо.

Э.Пиаф по праву считается национальной героиней Франции и иконой мирового шансона. В Париже на улице Креспен дю Гаст, 5 открыт музей Э.Пиаф. Ее судьбе посвящено несколько фильмов (“La Mome”, 1963, “Piaf, A Passionate Life”; “Edith et Marcel”, 1983; “La Vie En Rose”, 2007 и др.). В 1982 советский астроном Людмила Карачкина назвала именем Э.Пиаф малую планету 3772. Песня Э.Пиаф «La vie en rose» (1945) удостоена премии Греми в 1998.

Оставьте комментарий