Под облаком брюссельских кружев

Предмет сегодняшней беседы настолько воздушен, нежен и возвышен, что иначе как высоким штилем о нем и говорить-то не пристало. Итак, перси – сиречь женская грудь. Объект воздыханий, тайных желаний и несбывшихся надежд миллионов и миллионов страждущих мужчин! Как она волнует и как она недоступна! Впрочем, всегда ли женская грудь была недоступна дерзким взорам? А не хочет ли она сама при случае показать себя urbi et orbi?
Уильям Ларкин. Портрет Мери Редклиф. 1610-1613. Фрагмент
Уильям Ларкин. Портрет Мери Редклиф. 1610-1613. Фрагмент
«Немым встревожена желаньем Обнять ты ищешь что-нибудь, И перси слабым трепетаньем
Хотят покровы оттолкнуть». М.Лермонтов. Хаджи Абрек.
Если вы когда-нибудь бродили по залам Эрмитажа, Лувра или еще какого-нибудь художественного музея мира, вам несомненно бросилось в глаза изобилие полуобнаженных женских торсов. Что это, неужели всего лишь потакание животным инстинктам художников-мужчин? Конечно же нет! Искусство выше подобной вульгарности. Прежде всего, это гимн красоте, торжеству жизни, силе и глубине страсти.
Во времена античности никаких особых запретов на изображение наготы не было. Более того, по мнению античных философов совершенное тело не могло служить пристанищем греху. Именно на этом основании ареопаг оправдал гетеру Фрину, которая обвинялась в профанации божества.
Жан-Леон Жером. Фрина перед ареопагом. 1861
Жан-Леон Жером. Фрина перед ареопагом. 1861
Совсем иной жребий выпал на долю художников раннего средневековья. Культ тела и прочие языческие штучки сурово осуждались первохристианами. Конечно, женские прелести никто не отменял, но изображать их дозволялось только в плане осуждения дьявольского искушения. Европейское Возрождение отвергло многие моральные табу в искусстве. На портретах шикарных красавиц чинквеченто граница декольте резко пошла вниз.
Уильям Ларкин. Портрет Фрэнсис Говард, графини Сомерсет
Уильям Ларкин. Портрет Фрэнсис Говард, графини Сомерсет
Пальма ди Веккьо. Портрет куртизанки. ок. 1525
Пальма ди Веккьо. Портрет куртизанки. ок. 1525
Однако, это далеко не всегда свидетельствовало о сексуальной доступности изображенных моделей. Часто обнаженная грудь подчеркивала материнское предназначение женщины, ее невинность и чистоту.
Жан Фуке. Богоматерь с младенцем в окружении ангелов. ок. 1450. Фрагмент
Жан Фуке. Богоматерь с младенцем в окружении ангелов. ок. 1450. Фрагмент
В шекспировский XVI-XVII в. мир заметно театрализовался и стал походить на костюмированный маскарад.
Паулюс Морельсе. Портрет белокурой пастушки. 162
Паулюс Морельсе. Портрет белокурой пастушки. 162
Все участники старались взглянуть на себя со стороны и даже в собственных спальнях устанавливали зеркала. Великосветские дамы совершали утренний туалет в присутствии гостей, как будто бы на сцене перед зрителями. В портретной живописи обнаженная грудь зачастую становилась профессиональным атрибутом актрисы и куртизанки. В таком виде неоднократно изображалась знаменитая фаворитка английского короля Карла II Нелл Гвин, в ранней юности подвизавшаяся на сцене лондонского театра Друри Лейн.
Нелл Гвин в роли Купидона
Нелл Гвин в роли Купидона
Один из ее портретов работы Симона Верелста был тщательно закрашен по требованию викторианских критиков, затем восстановлен и ныне выставлен в Национальной портретной галерее.
Симон Верелст. Портрет Нелл Гвин. 1860
Симон Верелст. Портрет Нелл Гвин. 1860
Самым пышным цветом утонченная чувственность расцвела в век Просвещения. Вольнодумство Вольтера и философские исповеди Руссо открыли дорогу реформе морали. По словам историка Э.Фукса: «Никогда женщины не были так соблазнительны, а мужчины столь галантны. Никто не признавал старости, увядания, все были изысканы, остроумны, до последнего вздоха старались шутить и улыбаться». Дразнящая открытость туалетов, томительная «игра обшлагов» — нечаянных прикосновений и объятий, пикантный привкус порока составляли неповторимый букет галантного века.
Живопись во всем следовала новым образцам. Здоровый румянец во всю щеку и раблезианский хохот более не в почете, они оставлены простонародью. Художники XVIII в. охотно изображали бледнолицых дам с маленькой ножкой и узкой кистью. Если когда-то Генрих II заказал портрет пышнотелой Дианы Пуатье в ванной, то теперь затейливый Фрагонар рисовал дам, раскаивающихся на качелях или поправляющих чулки. Современников волновала не нагота, а недосказанное дезабилье, не наливное яблочко, а легкая червоточинка на нем.
Франсуа Клуэ (?). Портрет Дианы де Пуатье
Франсуа Клуэ (?). Портрет Дианы де Пуатье
Жан Оноре Фрагонар. Качели.  1767. Фрагмент
Жан Оноре Фрагонар. Качели. 1767. Фрагмент
Мария-Тереза де Савой Кариньян, княгиня Лпмбаль
Мария-Тереза де Савой Кариньян, княгиня Лпмбаль
Питер Лели. Портрет Дианы Кирке. позднее графини Оксфордской
Питер Лели. Портрет Дианы Кирке. позднее графини Оксфордской
Франсуа Мартин-Кавель. Портрет девушки в дезабилье.Фрагмент
Франсуа Мартин-Кавель. Портрет девушки в дезабилье.Фрагмент
Мода изобиловала роскошью: драгоценные камни заменяли пуговицы, чулки и башмаки унизывались жемчугами. Главными героями стали парикмахер и портной. В повседневной жизни носили парики, многоэтажные прически с перьями, шлейфы и высокие каблуки. Дамы соблазнительно полуоткрывались и сверху, и снизу. Глубокие декольте и «искусство показывать ногу» (так называемое ретруссе) заставляли мужчин оглядываться. Кокетки намеренно демонстрировали подвязки, перемещая их все выше и выше, вплоть до середины бедра. В моде были мушки из тафты или бархата, которые налепляли на лоб, шею, ложбинку между грудей, чтобы привлечь внимание кавалеров.
Элегантный туалет. ок. 1788
Элегантный туалет. ок. 1788
Мушки (венерины цветочки; пластырь красоты)
Мушки (венерины цветочки; пластырь красоты)
Корсеты почти полностью обнажали грудь, поднимая ее вверх до уровня подмышечных впадин. По слухам, любовница Вольтера мадам Эмилия дю Шатле, накладывала макияж прямо на соски и в таком виде не стеснялись появляться в обществе.
Корсет, 1808
Корсет, 1808
Введите описание картинки
Введите описание картинки
Введите описание картинки
Введите описание картинки
Конец всем этим вольностям положила Великая французская революция 1789-1799, да и она явилась на баррикады с обнаженной грудью.
Эжен Делакруа. Свобода ведущая народ. 1830. Фрагмент
Эжен Делакруа. Свобода ведущая народ. 1830. Фрагмент
Век галантных приключений безвозвратно ушел в прошлое. Оправившись после революционных бурь, в свои права вступило третье сословие. Над Европой сгустилась тень буржуазной викторианской морали.
 

COPYRIGHT © Александр Сосновский

Читайте также  ПИКАССО МИНОТАВР

Использование и цитирование текста допускается только со ссылкой на первоисточник.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *