КАКИХ ТОЛЬКО БРАКОВ НЕ БЫВАЕТ!


БРАК /англ Marriage/, исторически обусловленная и регулируемая обществом форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к потомству; то же, что супружество.

«Брак хорош также своею доступностью. Жениться можно богатым, бедным, слепым, юным, старым, здоровым, больным, русским, китайцам… Исключение составляют только безумные и сумасшедшие, дураки же, болваны и скоты могут жениться сколько им угодно». А.Чехов. Руководство для желающих жениться.

Брачный (-ая; -ое) (матримониальный) – относящийся к осуществлению и состоянию Б.

«Измучив доброго коня,

На брачный пир к закату дня

Спешил жених нетерпеливый». М.Лермонтов. Демон: Восточная повесть.

Добрачный (-ая; -ое) – имевший место до Б.

«…брак мой с гражданкой Грицацуевой расторгнут по заявлению с ее стороны и что мне присваивается добрачная фамилия О.Бендер». И.Ильф, Е.Петров. Золотой теленок.

Добрачные связи – то же, что внебрачные связи.

«Но это же скандал! Процент добрачных связей ― скандал, внебрачных ― еще больший скандал». А.Левинсон. Социография и ее герои.

БРАКОСОЧЕТАНИЕ /англ. Wedding/, официальное заключение брака, знаменующее начало супружеских отношений. Юридически закрепляет за новобрачными социальный статус мужа и жены.

«Поздравляю с бракосочетанием законным и здравствовать желаю многие лета». Ю.Тынянов. Смерть Вазир-Мухтара.

Историческая справка:

Согласно современным научным представлениям, брак возник в среднем или верхнем палеолите (ок. 10 000 до н.э.), придя на смену промискуитету — предполагаемой стадии беспорядочных, нерегламентированных отношений между полами. В условиях матриархата имел место обычай проживания супругов в общине жены (т.н. матрилокальный брак). При переходе к патриархату возник патрилокальный брак, при котором супруги проживали в общине мужа. Брак оставался непрочным и легко расторжимым, сохранявшим такие пережитки, как полигамия, сорорат и др. Начиная с периода развитого неолита, постепенно начала складываться семья патриархальная, а с нею моногамный брак, являющийся в настоящее время самым распространенным во всем мире.

В России до XVII в.  соответствующего брачного законодательства не существовало. Браки устраивались и регулировались на основе Домостроя — сборника правил, советов и наставлений в целях «духовного, мирского и домового строения«. Во время правления Петра I было положено начало развитию семейного права. Один из первых указов провозгласил принцип добровольности заключения брака. В 1714 ввелся образовательный ценз для дворян, требующий при венчании предъявлять справку о знании арифметики и геометрии. Устав 1722 запрещал женить «дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся». С этого же времени священникам было поручено регистрировать акты гражданского состояния.

В середине 1740-ых Указ Синода запретил брак лицам старше 80 лет: «Брак от бога установлен для продолжения рода человеческого, чего от шлющего за 80 надеяться весьма отчаянно». Законодательно установлены личные права и обязанности супругов: жена в обязательном порядке должна была всюду следовать за мужем; вместе с тем, имела право обращаться в суд для защиты от физического насилия.

После установления диктатуры пролетариата начался новый этап развития семейного законодательства. 18 декабря 1917 вышел декрет «О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состоятся». Обязательным условием вступления в брак для всех граждан России независимо от вероисповедания стала регистрация  в государственных органах. Значительно упростились условия брака; закон уравнял в правах незаконнорожденных и законных детей. Препятствиями к браку признавались наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства, а также наличие не расторгнутого ранее брака.

«Подали в загс заявку, накупили разных вещей в магазине для новобрачных, зарегистрировались во Дворце бракосочетания, справили свадьбу в ресторане«Нева», и Таиса поселилась с мужем и свекровью». В.Панова. Конспект романа.

Формы брака:

 БРАК ВРЕМЕННЫЙ (брак для удовольствия), в исламе брак, заключаемый на определенный срок («от одного часа до 99 лунных лет»).

Б.В. законодательно признается шиитами в Иране и некоторых др. странах араб. Востока; запрещен у суннитов. Предусматривает содержание жены, а также вознаграждение при разводе.

Временная жена – в ряде закрытых территориальных районов женщина, находящаяся в связи с иностранцем в период его временного пребывания.

«В древности (а у некоторых народов и в более поздние времена) имело место такое понятие как «временный брак». В Восточной Африке носильщики караванов, как правило, на время путешествия обзаводились временными женами. В Персии купец, отправляясь в путешествие, на каждой из более или менее продолжительных остановок, вступал во временный брак, который по всем правилам освящался муллой, а затем таким же законным образом оформлялся и акт развода. В качестве временных жен выступали сестры и дочери местных жителей, которые имели с этого весьма значительный доход.

Институт временного брака существовал не только в Африке и на Ближнем Востоке, но и в Японии, и в Парагвае, и в других странах». В.Гитин. Эта покорная тварь – женщина.

БРАК ВТРОЕМ /франц. ménage à trois/, устойчивый продолжительный союз между тремя лицами, двое из которых состоят в законном браке; то же, что треугольник любовный.

Б.Т. является результатом гласной или негласной договоренности всех участвующих сторон. В отличие от адюльтера, предполагает известную степень публичности, совместное ведение хозяйства, ответственность за воспитание общих детей и др. С конца 1830-ых  Б.Т. стал довольно популярным явлением в среде художественной интеллигенции. Типичным примером можно считать отношения классика рус. литературы И.С.Тургенева (1818-1883) с исп.-франц. певицей Полиной Виардо (1821-1910) и ее мужем, директором Итальянского театра в Париже Луи Виардо. Начиная с 1843 и до конца жизни, И.С.Тургенев тесно общался с семейством Виардо.  В 1845 последовал вслед за ним во Францию, жил в их доме, воспитывал свою незаконнорожденную дочь Пелагею вместе с четырьмя детьми П.Виардо. 

В середине XIX в. Б.Т.получил довольно широкое распространение в России. Отношения подобного типа существовали между революционером-демократом Николаем Васильевичем Шелгуновым (1824-1891), его женой  Людмилой и поэтом Михаилом Ларионовичем  Михайловым (1829-1865). Выдающийся ученый физиолог Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) находился в близости с семейством Петра и Марии Боковых.   В 1848–1851 Б.Т. имел место между Александром Ивановичем Герценом, его женой Натальей Александровной Тучковой и нем. поэтом Георгом Гервегом (1817-1875).  С 1846 по 1863 Авдотья Яковлевна Брянская, в замужестве Панаева, находилась в связи с поэтом Николаем Александровичем Некрасовым (1821-1878). Несмотря на это, ее законный супруг Иван Иванович Панаев (1812-1862) продолжал оставаться “фактическим другом обоих”, проживал с ними в одном доме на одном этаже, а также до конца жизни являлся соратником Н.А.Некрасова по журналу “Современник”.

Читайте также  Простая древнегреческая баба…

В  искусстве тема Б.Т. отразилась в романах  Ж.Санд “Жак” (1834),  “Орас” (1841) и др.  Автопортрет нем. художника Филиппа Рунге (1777-1810) с невестой и братом «Мы втроем» («Wir Drei»). Фильм Абрама Роома «Третья Мещанская» (1927) и др.

Ф.Рунге. Мы втроем. 1805

«Брак втроем: женщина и два мужчины, муж и любовник – лучше всего обнажает двойственную природу женщины (например, что наши понятия правда и ложь, как будто бы исключающие одно другое, здесь, в женщине, живут, проникая одно в другое так, что становятся естественными: «она и не дрогнет во лжи». М. Пришвин. Дневники (1925).

“Супружеские узы так тяжелы, что иногда их можно нести только втроем”. Рус. сетевой фольклор.

 БРАК ГОСТЕВОЙ, периодические одноразовые встречи по месту проживания одного из супругов.  

Б.Г. не означает полную свободу действий и предполагает соблюдение определенных прав и обязанностей. Обычно имеет место, когда один из участников союза состоит в зарегистрированном браке с другим лицом. Также может быть обусловлен различными бытовыми обстоятельствами (стесненное финансовое или жилищное положение, проблемы со здоровьем, нежелание менять устоявшиеся привычки и др.). Раздельное проживание не исключает рождения детей, наличия общих целей и совместного бюджета.

«Они предпочитают гостевой брак, при котором супруги живут отдельно и только время от времени навещают друг друга». М.Серова. Не люби красивого.

БРАК ГОСТЕПРИИМНЫЙ, историческая форма брака, возникшая на основе брака группового.

Заключается в предоставлении гостю жены или дочери хозяина дома в знак особого расположения. О существовании Б.Г. у древних финикийцев сообщается в трудах средневековых богословов Аврелия Августина и Сократа Схоластика. В настоящее время  Б.Г. сохранился у аборигенов Австралии, Океании, крайнего Севера.

«Практиковалось «сексуальное гостеприимство» – мужчине, принадлежащему к дружественному племени, предлагалась на ночь одна из женщин хозяина». Е.Винтер. Брак и секс: полная биография половых отношений.

БРАК ГРАЖДАНСКИЙ,  фактическое сожительство без бракосочетания.

«Нынче, маменька, и без мужа все равно что с мужем живут. Нынче над предписаниями-то религии смеются. Дошли до куста, под кустом обвенчались – и дело в шляпе. Это у них гражданским браком называется». М.Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы.

Гражданский мужгражданская жена – то же, что сожитель (–ница).

«В случае моей смерти я завещаю ей, как гражданской жене, ту часть моего состояния, какая полагается по закону гражданской жене». А.Ремизов. Взвихренная Русь.

БРАК ГРУППОВОЙ /англ. Marriage group/, древнейшая форма брака, при которой все мужчины одной фратрии, рода или определенной внутриродовой группы могли иметь брачные связи со всеми женщинами другой группы.

Возник в период родового строя; предшествовал браку парному. Отмечался у многих народов, в т.ч. у восточных славян.

«Тем самым на смену родственному браку приходит групповой брак. В чем его суть? Все члены одного рода должны были искать себе полового партнера среди представителей другого рода. С кем устанавливалась связь, на какое время и условия отношений определялись доброй волей брачных партнеров, но безусловным требованием было установление такого отношения с представителем определенного рода. Поэтому, если сформулировать более определенно, групповой брак – это отношения между родами, где один род выступал как групповая жена, а другой – как групповой муж». О.Романов. Социальная философия.

БРАК ДЕВСТВЕННЫЙ /англ. Marriage virgin/, супружество, осуществляемое без пол. сношений; то же, что виргогамия.

В богословии Б.Д. имеет особый статус святости в силу своей духовности и бестелесности. По воспоминаниям, подобный характер отношений был присущ браку поэта Александра Блока и его жены Любови Меделеевой. Специалисты-сексологи объясняют Б.Д. различными психологическими особенностями  личности (сексуальные комплексы, ослабленная потенция и др.).

Б.Д. /разг./: духовный брак; непорочное супружество; эфирный брак.

«К этому порядку явлений должны быть отнесены все случаи бессупружного супружества, т.е. когда двое супругов, вступив между собой в брак, или вполне удерживали девство, или очень скоро прекращали половое отношение, живя десятилетия последующей жизни без всякого полового общения». В.Розанов. Метафизика христианства.

БРАК ЗАКОННЫЙ /англ. Marriage law/ (брак светский),  брак, зарегистрированный в установленном государством порядке и подтвержденный соответствующим свидетельством.

«Потому как ежели она в законный брак не хочет вступать, а между прочим к себе в окно молодых людей пускает, то уж это что ж! Уж это значит – ни стыда, ни совести нет у человека». Ф.Сологуб. Мелкий бес.

БРАК ИСКУПИТЕЛЬНЫЙ /англ. Marriage redemptive/ (искупительный гетеризм),  традиция добрачного жертвоприношения девственности невесты.

На ранних стадиях исторического развития полностью находился в компетенции служителей культа. Заключался в добровольной дефлорации, которую производили жрецы с помощью фасциния, лингама и т.п. Постепенно утратил свое сакральное предназначение. В дальнейшем трансформировался в право первой брачной ночи для рабовладельцев, крупных феодалов и сословных аристократов. На бытовом уровне пережитки  и отголоски Б.И. сохранились вплоть до XIX в.

 «Она его святым считает. Одела в мужево платье, поит, кормит. И даже спит с ним. Что ж?

Даром ничто не дается. Судьба

Жертв искупительных просит». М.Горький. Жизнь Клима Самгина.

БРАК МОРГАНАТИЧЕСКИЙ /англ. Marriage morganatic/, брак между лицами занимающими далеко отстоящие позиции в социальной иерархии.

Читайте также  Афродизиаки вокруг нас

Чаще всего имеет место в среде высшей аристократии. Обычно заключается против воли ближайших родственников и влечет за собой значительное поражение в правах.  Лица, заключившие Б.М. лишаются положения в обществе, а их дети не наследуют титулов того из родителей, который  обладает более высоким статусом.

 «Бедняга из-за вступления в морганатический брак с графиней Торби был лишен права вернуться в Россию». А. Игнатьев. Пятьдесят лет в строю.

БРАК ОДНОПОЛЫЙ /англ. Marriage same-sex/, брак между лицами одного и того же пола.

Принципиально новое государственное установление, возникшее в результате борьбы за права сексуальных меньшинств. Позволяет практическое пользование различными супружескими правами: правом на совместное имущество, на алименты, на наследование, усыновление и воспитание детей и др.

В настоящее время Б.О. официально признаны и регистрируются в Нидерландах, Бельгии, Испании, Канаде, ЮАР, Норвегии, Швеции, Португалии, Исландии, Аргентине, Дании, а также в отдельных штатах США, Мексики и Бразилии. Как правило, признание государством  Б.О. приводит к расколу общества и массовым протестам сторонников традиционной морали. Законодательством Российской Федерации Б.О. не предусмотрены.

«Но сейчас, чтобы заключить однополый брак, — продолжил незнакомец, — не нужно искать провинцию, где бы это было разрешено». С.Галихин. Улыбка сатаны.

БРАК ОТКРЫТЫЙ /англ. Marriage open/, брак, допускающий значительную свободу пол. отношений для каждого из супругов; частный случай брака гражданского.  

Б.О. осуществляется на договорной основе и мотивируется стремлением к личной независимости. Предполагает отказ от норм традиционной морали при соблюдении определенных взаимных обязательств (обычно касающихся количественного и качественного состава участников).

Несмотря на в целом негативную реакцию общества, Б.О. получил довольно широкое распространение, особенно в среде интеллектуалов и художественной интеллигенции. В XX в. один из наиболее характерных примеров Б.О. явили французский философ-экзистенциалист  Жан-Поль Сартр и его жена Симона Бовуар. Сам термин Б.О. вошел в научный оборот после выхода в свет одноименной книги Нены и Джорджа О’Нейла («Open Marriage», 1972). 

            «Вот уж действительно полной свободы не бывает даже в открытом браке — иначе это не брак». М.Армалинский. Аромат грязного белья.

БРАК ПАРНЫЙ /англ. Marriage doubles/, историческая форма брака, пришедшая на смену браку групповому при первобытнообщинном строе.

Ранняя форма единобрачия, предшествовавшая моногамии. Супружеская пара в Б.П. не вела общего хозяйства и не имела совместного имущества.

«…дальнейший шаг от парного брака к моногамии был делом мужчин, исторически он по существу заключался в ухудшении положения женщин и облегчении неверности для мужчин». Ф.Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства.

БРАК-ПОХИЩЕНИЕ /англ. Marriage by capture/, обряд заключения брака путем похищения невесты.

Появился в период разложения первобытнообщинного строя; широко применялся в средние века. До настоящего времени сохранился у некоторых народов Африки, Океании, Сред. Азии, Кавказа. В Древней Руси был известен под названием умыкание (умычка; умыкание у воды). Имел место у племен древлян, радимичей, вятичей и др. Летописец называет этот обычай “скотским” и указывает на его языческие корни. Совершался обычно в период весенне-летних праздников почитания животворящей силы земли и солнца.

Этого Никита Юрьевич снести не мог. “Будет! – вскричал он. – будет!” – и через десять минут после высказанного ему отказа боярышня Байцурова, спеленутая, как ребенок, плодомасовскими людьми в охотничьи охабни и бурки была увязана в торока у самого крыльца родительского дома”. Н.Лесков. Старые годы в селе Плодомасове.

БРАК ПРОБНЫЙ /англ. Marriage trial/, временное совместное проживание в целях выяснения психологической и сексуальной совместимости; одна из форм брака гражданского.

Б.П. может продолжаться от нескольких дней до нескольких лет, после чего партнеры решают вопрос об его официальной регистрации или разводе.

«Я ей говорил: вступить сперва в пробный брак, но она непослушница… Не слыхали о пробном браке?» Е.Замятин. Островитяне.

БРАК ФИКТИВНЫЙ /англ. Marriage fictitious; Marriage of convenience/ (брак договорной), юридическое оформление брака без намерения создания семьи или даже совместного проживания.

Как правило, Б.Ф. преследует материальные или иные корыстные цели.

«Отсебякин. Ну как же. Фиктивный брак, сделка, можно сказать, тщательно незаконная.

Надя. Подумаешь, незаконная. А кто сейчас по закону живет? Все воруют». В.Войнович. Фиктивный брак.

БРАК ЦЕРКОВНЫЙ /англ. Church marriage/, брак, заключенный с соблюдением религиозных обрядов венчания и благословения.

В качестве обязательной правовой нормы установлен в 1775. Заключался по достижению определенного возраста (18 лет для мужчин и 16 лет для женщин). Имел ряд ограничений, например, запрещалось жениться родственникам до шестого колена; лицам, состоящим в сватовстве, кумовстве или крестном братстве. Б.Ц. допускался не более трех раз. Повторный брак считался грехом и совершался без венчания с наложением епитимьи (запрет причащаться в течение двух лет). Для лиц, принадлежавших к различным религиозным конфессиям, требовалось принятие единой веры, как правило, православной. Расторгнуть  Б.Ц. имел право только архиерей той епархии, где совершалось таинство, при наличии серьезных оснований (прелюбодеяние, сокрытие или искажение фактических данных и др.).

В ряде стран  Б.Ц. считается единственно обладающим юридической силой. В 1918 в России был принят Декрет «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния», который признал  Б.Ц. «частным делом брачащихся» и учредил регистрацию в ЗАГСе. Возвращение к традициям  Б.Ц. началось с середины 1980-ых.

«…он думал-думал, да и надумал, не переговоря ни слова с отцом своим, предложить Елене, подобно Жуквичу, брак, но только брак церковный, разумеется, а не гражданский». А.Писемский. В водовороте.

COPYRIGHT © Александр Сосновский. «Словарь доктора Либидо»

 

Оставьте комментарий