БОСЫЕ НОГИ ГРАФА ТОЛСТОГО

Жил-был великий писатель 
Лев Николаич Толстой, 
Мяса и рыбы не кушал, 
Ходил по именью босой.

 

Доподлинно неизвестно, по какой причине великий писатель земли русской  позволял себе публично разуваться. По высоколобой версии, граф делал это с целью опроститься и приблизиться к народу. Хотя, возможно, ему просто нравилось шлепать босыми ногами по земле. Во всяком случае,  он прекрасно понимал границы допустимого и опрощался только у себя в Ясной Поляне. Никогда не появлялся босым на каком-нибудь светском мероприятии, типа салона фрейлины императрицы Анны Шерер. Тем не менее, образ босоногого старца прочно закрепился в сознании всех поклонников его таланта. Не удержался даже Илья Репин, который  в 1901 представил на выставке передвижников портрет своего друга и учителя босиком.

И.Репин. Портрет Л.Н.Толстого
И.Репин. Портрет Л.Н.Толстого

По воспоминаниям, сам писатель отнюдь не был в восторге от этой картины. Не без сарказма писал художнику: «Благодарю вас, Илья Ефимович, что, разув меня, вы оставили на мне хотя бы панталоны.» 

История  с босыми ногами имела бурное продолжение. В марте 1903 художник Наргиз Бунин выставил в Санкт-петербургском пассаже полотно под названием «Рыбная ловля». На нем был изображен граф с бреднем в руках в компании с  И.Репиным (справа) и группой анонимных крестьян. Впрочем, писатель А.Куприн почему-то считал, что по бокам от Л.Толстого расположены  А.Чехов и В.Короленко. Более того, объяснял смысл картины клеветнической попыткой представить цвет нации «ловцами душ человеческих». 

Н.Бунин. Рыбная ловля.
Н.Бунин. Рыбная ловля.

В обществе разгорелся нешуточный скандал. Почитатели Л.Толстого были возмущены чересчур натуралистическим изображением своего кумира. По их мнению, изображение графа в одной рубахе и без порток является кощунством. Наиболее радикальные критики обвинили художника в злонамеренном поклепе на саму философию толстовства. Они утверждали, что граф не мог  заниматься рыбной ловлей в принципе,  поскольку был убежденным вегетарианцем и не употреблял в пищу никакой убоины. Впрочем, по воспоминаниям поэта Афанасия Фета, это не соответствовало истине. Во время одного из посещений Ясной Поляны он застал дома одну лишь дряхлую старуху, которая на вопрос, где хозяева, с трудом прошамкала, что господа-де рыбу ловят. И, действительно, пройдя к озеру, А.Фет увидал Льва Николаевича стоящим с сетью по колено в воде.

Читайте также  ПИКАССО МИНОТАВР

Апофеозом гражданских протестов  явился поступок бывшего киевского мещанина, ныне известного журналиста Семена Любошица. На глазах изумленной публики, он набросился на картину и написал карандашом во всю длину: «Мерзость». Господин С. Любошиц не сопротивлялся задержанию и сам требовал вызвать полицию. На защиту вандала немедленно вступило около сорока человек, которые тут же составили петицию в его поддержку. После этого инцидента приток посетителей выставки увеличился в разы. Опасаясь дальнейшего развития скандала, администрация вынуждена была убрать картину из экспозиции.

Наиболее мудро во всей этой истории повел себя, конечно же, именно граф Лев Николаевич Толстой. По рассказу корреспондента газеты «Новое время»: «Льва Николаевича в его деревенском уединении так мало интересуют пресловутые «злобы дня», которыми дышит город. Положим, он все знает, за всем следит, все читает. Спросишь его о чем ни будь, и на все получаешь спокойный ответ. Даже такие вопросы, которые казалось бы касались лично его, не вызывают в нем ни малейшего волнения.
— Видали вы картину Бунина? — спросил я.

— Видал на снимке.

— Ну, что скажите?

— Ничего. Я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь ничему.»

 

В статье использованы материалы сайта «Газетные старости»

http://starosti.ru/

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *