Аддикция сексуальная — Адонис — Адорация

АДДИКЦИЯ СЕКСУАЛЬНАЯ /англ. Addiction sexual/, зависимость личности от эротизирующих факторов внешней среды.

Термин введен в оборот амер. психологом Патриком Карнсом в 1983. Выражается в гиперсексуальном поведении в быту, неспособности контролировать свои  сексуальные потребности, сверхценном увлечении порнографией,  сексом виртуальным  и т.п. По данным социологических опросов, в США А.С. страдают в основном мужчины, составляющие 3-6% общей численности населения. 

Аддикт – лицо, подверженное А.С.

Аддиктология – раздел в психологии, занимающийся изучением А.С.

А.С. /в разг. речи/ —  сексоголизм.

«Любая аддикция связана с эффектом привыкания и снижения остроты переживания удовольствия.» М.Соловьева. Юридическая психология.

 

АДОНИС /от финик. adon — господин/ (Аден; Адон; Адонай), сын мифического царя Кипра Кинира и его родной дочери Мирры (Смирны), которая в наказание за кровосмешение была превращена в дерево.

Прекрасный юноша, внушивший страстную любовь богине любви Афродите. Смертельно ранен диким вепрем во время охоты. На месте гибели А. земля и воды окрасились в кровавый цвет, а слезы, пролитые безутешной богиней, превратились в цветки анемоны. А. был воскрешен по воле верховного бога Зевса. Олицетворял смену времен года: зимой находился в подземном царстве, а весной возвращался на землю.

Джузеппе Маццуоли. Смерть Адониса. 1709 

Почитался как бог плодородия и растительности в финик.-сирийской мифологии; cоответствует языческим богам Аттису; Ваалу; Таммузу. Центр культа А. находился  в  городе Библ в Финикии (ныне Джубейля). На греческий архипелаг перенесен в эпоху Перикла (ок. 490-429 до н.э.). Праздники в честь А. (адонии) включали в себя проституцию культовую, бичевание и даже самооскопление. По свидетельству Лукиана, «местные жители подвергают себя истязаниям, оплакивают Адониса и справляют оргии, а по всей стране распространяется великая печаль». Ритуальные оргии в честь А. упоминаются также в произведениях Сафо и Феокрита («Сиракузянки»). См. также Божества любви.

Читайте также  НЕКОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ПОТОЛЩЕ

Рубенс. Венера и Адонис. 1614 

А. — один из самых популярных персонажей античной мифологии (фрески Геркуланума и Помпеи; роспись на вазах, рельефы саркофагов и др.; произведения Овидия, Аполлодора, Антонина Либерала и др.). Позднее нашел отражение в средневековых гравюрах, живописи Д.Джорджоне, Тициана, Я.Тинторетто, А.Карраччи, П.Веронезе, Г.Рени, П.Рубенса, Н.Пуссена и др.  К образу А. обращались У.Шекспир, Дж. Марино, Ж.Лафонтен, Лопе де Вега и др. Скульптуры А. работы А.Кановы, Б. Торвальдсена, О.Родена и др. В музыке миф об А. лег в основу опер Д.Маццокки, К.Монтеверди, Р.Камбера, Д.Легренци и др.

            «Адониса Киприда ищет —

по берегу моря рыщет,

как львица.

Киприда богиня утомилась —

у моря спать она ложилась —

не спится —

мерещится ей Адонис белый,

ясный взор его помертвелый,

потухший.

Вскочила Киприда, чуть дышит,

усталости она не слышит

минувшей.

Прямо к месту она побежала,

где Адониса тело лежало

у моря.

Громко, громко Киприда вскричала,

и волна шумливо роптала,

ей вторя.» М.Кузмин.

 

АДОРАЦИЯ /от франц. adorable – восхитительный, прелестный/, 1) устаревшее — то же, что обожание; восхищение; 

«Да еще за такой дамой, которая адорабль и которая тот один имеет порок, что в Париже не была.» А.Сумароков. Пустая ссора.

2) в католической церкви разновидность внелитургического почитания Святых Даров. 

 

Авторство: А.Сосновский. «Словарь доктора Либидо»

См. в интернет-магазинах Amazon, Литрес,Ozon.ru, ТД «Москва» (moscowbooks.ru), Google Books (books.google.ru),Bookz.ru,Lib.aldebaran.ru,Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.

Использование и цитирование текста допускается только со ссылкой на первоисточник.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *