САЛОМЕЯ, ИУДЕЙСКАЯ ПРИНЦЕССА

Биографические сведения о Саломее отличаются неполнотой и множеством разночтений. Без указания имени она упоминается в Библии (Евангелие от Матфея 14:3-11 и Евангелие от Марка 6:17-29).   Более подробный рассказ о Саломее содержится в сочинении историка Иосифа Флавия «Иудейские древности».
Мать Саломеи – Иродиада,  младшая дочь Береники (Вероники) и Аристобула, казненного сына Ирода Великого. Оставшись сиротой, Иродиада вышла замуж за собственного дядю Ирода Филиппа I. Образцом для подражания Иродиада избрала Клеопатру и легендарную ассирийскую царицу Семирамиду. Подобно Ливии, жене императора Августа, она подыскивала стареющему мужу любовниц-девственниц, чтобы упрочить свое влияние.

 
Иродиада. Фрагмент росписи Рождества Пресв. Богородицы Антониева монастыря в Вел. Новгороде. 1125 г.
Иродиада. Фрагмент росписи Рождества Пресв. Богородицы Антониева монастыря в Вел. Новгороде. 1125 г.
Ее дочь Саломея с детских лет находилась в Риме, обучалась танцам и музыке. Честолюбивая Иродиада жаждала власти, поэтому вскоре бросила Ирода Филиппа ради галилейского тетрарха Ирода Антипы (Антиспас или   Сосипатр), сводного брата бывшего мужа. В библейские времена близкородственные  связи отнюдь не были чем-то исключительным. Тем не менее, народ глухо роптал: «Иродиада ведь не  вдова, к тому же имеет ребенка, вот в чем мерзость!» Особенно сильно досаждал Иродиаде иудейский проповедник ессейского толка Иоканаан, прозванный Иоанном Крестителем. Одной из главных тем его критики было обличение безнравственности Иродиады.
 
Мазолино да Паникале. Обличение Иоанна Крестителя. 1435
Мазолино да Паникале. Обличение Иоанна Крестителя. 1435

Согласно Библии: «Иродиада же, злобясь на  него, желала убить его: но не могла. Ибо Ирод боялся Иоканаана, зная, что он муж праведный и святый, и берег его: многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал   его«. Тем не менее, дерзкого еретика на всякий случай заключили в темницу. Вскоре Иродиаде представился весьма удобный случай расправиться с Иоанном. В 39 (?) Ирод Антипа справлял свой день рождения в крепости Махерон на границе Палестины и владений аравийского царя Ареты. На торжество пригласили многочисленных гостей, «вельмож, тысяченачальников и старейшин Галилейских«. Среди них была и Саломея. Она привлекла всеобщее внимание своей внешностью и  смелыми манерами.

Читайте также  ЗАВЕДЕНИЕ ПОЛЛИ АДЛЕР

В Евангелиях от Матфея, Марка и  Луки каноническая история Саломеи излагается почти одними и теми же словами: «Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего ни попросишь у  меня, дам тебе, даже до половины моего царства».

 
Беноццо Гоццоли. Танец Саломеи. 1461-1462
Беноццо Гоццоли. Танец Саломеи. 1461-1462
 
Филиппо Липпи. Пир Ирода. 1452—1464
Филиппо Липпи. Пир Ирода. 1452—1464
 
Донателло. Пир Ирода. Бронзовый рельеф. ок. 1425
Донателло. Пир Ирода. Бронзовый рельеф. ок. 1425

В Библии не содержится описания танца, который Саломея исполнила пред своим отчимом. В позднейших сочинениях он называется танец семи покрывал (dance of the seven veils). Античные авторы Дион Кассий, Павсаний, Демосфен и др. упоминают реально существовавший в древности эротический танец кордак: ритмические покачивания бедрами, сопровождающиеся сбрасыванием одежды.

 
 Г. Буссье. Танец семи покрывал
Г. Буссье. Танец семи покрывал
 
Г.Моро. Танец Саломеи. 1874-1876
Г.Моро. Танец Саломеи. 1874-1876

По мнению некоторых историков, Саломея вообще не могла танцевать на пиру. На тот момент ей едва исполнилось пять-шесть лет и она просто играла сама с собой, а Ирод восхитился наивной прелестью ребенка.
В любом случае, Саломея была так молода, что не смогла выбрать себе награду без подсказки матери: «Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя»  (Евангелие от Марка 6:24-25). 

 
П. Деларош. Иродиада
П. Деларош. Иродиада

«Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей». (Евангелие от Марка 6:26-28). По преданию, отрубленная голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Тогда Иродиада исколола язык пророка булавкой и бросила голову в выгребную яму.

Читайте также  ФАННИ И СТЕЛЛА
 
Караваджо. Усекновение главы Иоанна Крестителя. 1608
Караваджо. Усекновение главы Иоанна Крестителя. 1608
 
В. Суриков. Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде . 1872
В. Суриков. Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде . 1872
 
П. де Греббер.  Иродиада над отрубленной головой Иоанна Крестителя, поддерживаемой Саломеей.  1640
П. де Греббер. Иродиада над отрубленной головой Иоанна Крестителя, поддерживаемой Саломеей. 1640

Бессмысленное убийство Иоанна не принесло Иродиаде никакой выгоды. Народ Галилеи возмущался и откровенно сочувствовал проповеднику. Незадачливая чета иудейских интриганов окончила свои дни в изгнании, бедности и забвении.
Достоверная информация о дальнейшей судьбе Саломеи отсутствует. По некоторым данным, она вернулась в Рим, где продолжила беззаботную светскую жизнь. Через некоторое время вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II. Этот брак оказался бездетным. Овдовев, Саломея повторно вышла замуж, на этот раз за Аристобула, сына Ирода Халкидского, своего двоюродного брата по матери. Супруги прожили долгую жизнь и произвели троих сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула. Об этом периоде жизни Саломеи свидетельствуют сохранившиеся монеты с ее изображением, датируемые 56-57. На лицевой стороне монет отчеканен профиль её мужа и надпись ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ (царь Аристобул), на обратной изображена сама Саломея и надпись ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ (царица Саломея).

 

Точная дата и обстоятельства смерти Саломеи неизвестны.
Образ легендарной искусительницы и роковой женщины древности породил целую традицию в европейской художественной культуре.

 
Лукас Кранах Старший. Саломея. 1530
Лукас Кранах Старший. Саломея. 1530
 
Андреа Солари. Саломея с головой Иоанна Крестителя
Андреа Солари. Саломея с головой Иоанна Крестителя
 
Тициан. Саломея. ок. 1510
Тициан. Саломея. ок. 1510
 
О. Бердсли. Иллюстрация к пьесе О.Уайльда «Саломея»
О. Бердсли. Иллюстрация к пьесе О.Уайльда «Саломея»
 
Ф. фон Штук. Саломея. 1906
Ф. фон Штук. Саломея. 1906
 
Г.Климт. Саломея (Юдифь). 1909
Г.Климт. Саломея (Юдифь II). 1909

COPYRIGHT © Александр Сосновский. «Кабинет доктора Либидо»

См. в интернет-магазинах Amazon, Литрес,Ozon.ru, ТД «Москва» (moscowbooks.ru), Google Books (books.google.ru),Bookz.ru,Lib.aldebaran.ru,Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.

Использование и цитирование текста допускается только со ссылкой на первоисточник.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *