КАМЕЛИЯ. НО НЕ ЦВЕТОК.

Камелия – прекрасный цветок без запаха, символ холодной и бесчувственной красоты. Силой художественного воображения он стал символом трагической судьбы заблудшей юной девушки, погибшей в водовороте бурных страстей. В 1847 в Париже вышел в свет роман Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» («La Dame aux Camélias»). Главная героиня, куртизанка Маргарита Готье всегда появлялась перед публикой с букетом белых или красных камелий. Роман пользовался огромным успехом, впоследствии был переделан в пьесу; неоднократно экранизировался.

 
Прототипом героини романа являлась реально существовавшая парижская куртизанка Мари Дюплесси (Marie Duplessis; 1824-1847).
 

Родилась 15 января 1824 в городке Ноннант-ле-Пен, Нормандия, в семье мелкого земледельца. Урожденная Роз Альфонсин Плесси (Rose Alphonsine Plessis). Фактически не получила никакого образования. В двенадцать лет собственный отец продал девочку в услужение в богатый дом. Именно там она получила первый опыт использования внимания мужчин в корыстных целях. В 1839 переселилась в Париж и устроилась продавщицей в модном магазине. Слух о юной провинциалке быстро распространился среди столичных искателей приключений. Уже в шестнадцать лет Мари широко пользовалась расположением богатых покровителей. К их числу принадлежали отпрыски старинных аристократических семейств, крупные финансисты, государственные чиновники, художественная богема. Находилась на содержании герцога де Гиза; барона де Планси, маркиза Генриха де Контада, сына префекта полиции, впоследствии известного литератора Эдуарда Делессера и др. По слухам, родила ребенка от виконта де Мериля.

Девушка быстро усвоила безупречные манеры и подобающий великосветский стиль. Прибавила к своей фамилии приставку «дю», чтобы создать видимость дворянского происхождения. Получала самые крупные гонорары наряду с Лолой Монтес, Алисой Ози и Аталой Бошен, самыми известными куртизанками того периода. По свидетельству современников, Мари Дюплесси позволяла себе тратить до ста тысяч франков в год. Постоянно блистала в театральных ложах, на светских приемах, модных вернисажах и т.п.

Читайте также  Чернышевский. "Что делать?"
 
Камиль Рокеплен. Мари Дюплесси в своей ложе.
Камиль Рокеплен. Мари Дюплесси в своей ложе.

Пользовалась огромной популярностью в артистической среде. Ее салон посещали талантливые молодые поэты, писатели, драматурги: Эжен Сю, Альфред де Мюссе, Роже де Бовуар, Арсен Уссэ и др. Несколько художников создали портреты Мари Дюплесси на пике ее карьеры.

 
Жан-Шарль Оливье. Портрет  Мари Дюплесси (?)
Жан-Шарль Оливье. Портрет Мари Дюплесси (?)

С сентября 1844 по август 1845 Мари была любовницей Александра Дюма-сына (Alexandre Dumas-fils, 1824-1895). Сын знаменитого писателя пользовался особыми привилегиями. Он принадлежал к так называемым «сердечным любовникам» (amant de coeur) — тем немногим мужчинам, которым она отдавалась не за деньги, а по зову сердца. А.Дюма обессмертил Мари Дюплесси в романе “Дама с камелиями”, в котором сам фигурировал как Арман Дюваль.

 
А.Дюма-сын
А. Дюма-сын

Нежное романтическое увлечение продолжалось чуть менее года. Подводя итоги, он написал: «Дорогая Мари, я не настолько богат, чтобы любить вас так, как мне хотелось бы, и не настолько беден, чтобы быть любимым так, как хотелось бы вам. И поэтому давайте забудем оба: вы — имя, которое вам было, должно быть, почти безразлично; я — счастье, которое мне больше недоступноБесполезно рассказывать вам, как мне грустно, потому что вы и сами знаете, как я вас люблю. Итак, прощайте. Вы слишком благородны, чтобы не понять причин, побудивших меня написать вам это письмо, и слишком умны, чтобы не простить меня. С тысячью лучших воспоминаний».

Мари Дюплесси тяжело пережила разрыв, однако нашла в себе силы вернуться к прежнему образу жизни. Некоторое время находилась на содержании композитора Ференца Листа. Дважды выходила замуж: первый раз за бывшего русского посла в Вене, шведского графа фон Стакельберга, затем за сына швейцарского банкира Эдуарда Перрего. Оба брака оказались почти мимолетными. Тем не менее, благодаря незлопамятному легкому характеру Мари Дюплесси всегда оставалась с бывшими мужьями и любовниками в хороших отношениях.

Читайте также  Донжуанский список Пушкина. 2

5 февраля 1847 Мари Дюплесси умерла от туберкулеза в возрасте 23 лет. Похоронена на кладбище Монмартра при большом стечении скорбящей публики. Спустя несколько недель все ее имущество было распродано с аукциона в счет уплаты долгов.

 
Могила Мари Дюплесси
Надгробие Мари Дюплесси на кладбище Монмартр.

Сюжет романа “Дама с камелиями” лег в основу оперы Д.Верди “Травиата” (1853); фильмов с участием Аллы Назимовой («Camille», 1921), Греты Гарбо («Camille», 1936), Николь Кидман (“Мулен Руж!”, 2001) и др. На театральных подмостках роль Маргариты Готье воплощали Сара Бернар, Элеонора Дузе и др. По мотивам произведения создано несколько балетных спектаклей.

 
Альфонс Муха. Афиша спектакля "Дама с камелиями" с Сарой Бернар в главной роли. 1896
Альфонс Муха. Афиша спектакля «Дама с камелиями» с Сарой Бернар в главной роли. 1896

По мысли Марины Цветаевой:

«Все твой путь блестящей залой зла,

Маргарита, осуждают смело.

В чем вина твоя? Грешило тело!

Душу ты — невинной сберегла.» Даме с камелиями.

В русской литературной и разговорной речи  XIX в. термин «камелия» закрепился с резко негативной коннотацией:

«…это разврат, это лицо камелии, нахальное лицо продажной камелии из француженок.” Ф. Достоевский. Преступление и наказание.

Авторство: А.Сосновский. «Кабинет доктора Либидо»

См. в интернет-магазинах Amazon, Литрес,Ozon.ru, ТД «Москва» (moscowbooks.ru), Google Books (books.google.ru),Bookz.ru,Lib.aldebaran.ru,Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.

Использование и цитирование текста допускается только со ссылкой на первоисточник.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *