АДАМ

АДАМ /от древ.евр. adamah — пыль, прах/, первый человек, отец рода человеческого. 

Сотворен Господом в шестой день творения мира: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» (Бытие, 2, 7).

Сотворение Адама. Фреска XII в. 
 
Микельанджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла. 1511
Микельанджело. Сотворение Адама. Фреска, Сикстинская капелла. 1511

 

Вместе с Евой пребывал в райском саду Эдеме, дал названия животным. Пользовался расположением Создателя до тех пор, пока по наущению Евы не вкусил запретный плод с древа познания добра и зла. См. также Лилит.

Адам даёт названия животным. Фреска монастыря Николая Анапавсаса, Греция.

«Здесь, где сливаются Тигр и Евфрат,

Стояло библейское древнее древо,

А вокруг был тот самый райский сад,

В котором грешили Адам и Ева.» Л.Ошанин. Яблоко.

Нарушив запрет Господа,  Адам навлек божью кару на себя и на весь род людской: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Книга Бытия, 3:23). В дальнейшем Адам явился прародителем всего человечества. Отец Каина, Авеля и Сифа; согласно Библии, прожил 930 лет. В апокрифической и художественной литературе нередко характеризуется как жертва простодушная, женского коварства и искушения.

Смерть Адама. Фреска Пьеро делла ФранческаБазилика Сан-Франческо в Ареццо.

 

«Заботливый, неловкий и немой,

Адам искал восторгов упоенья» А.Пушкин. Гаврилиада.

«В час полуденный, зыбко свиваясь по Древу,
Водит, тянется малой головкой своей,
Ищет трепетным жалом нагую смущенную Еву
Искушающий Змей.
И стройна, высока, с преклоненными взорами Ева,
И к бедру ее круглому гривою ластится Лев,
И в короне Павлин громко кличет с запретного Древа
О блаженном стыде искушаемых дев.» И.Бунин. Искушение.

Читайте также  БИБЛЕЙСКАЯ МОРАЛЬ

Образ  Адама достаточно широко освещен в Священных Писаниях, легендах и мифах о сотворении мира, философии и искусстве. Наиболее значительные произведения: эпическая поэма «Потерянный рай» Джона Мильтона (1667); «Трагедия о сотворении Адама и изгнании его из рая» Ганса Сакса (первая пол. XVI в.); Фридрих Клопшток «Смерть Адама» (сер. XVIII в.); Йост Вондел «Адам в изгнании» (XVII в.); Уильям Блейк «Бракосочетание Рая и Ада» (1790-1793) и др. В русской литературе: поэзия Валерия Брюсова, Николая Гумилева, Сергея Городецкого и др.

«Ева

Адам! Адам! приникни ближе,
Прильни ко мне, Адам! Адам!
Свисают ветви ниже, ниже,
Плоды склоняются к устам.

Адам

Приникни ближе, Ева! Ева!
Темно. Откуда темнота?
Свисают ветви справа, слева,
Плоды вонзаются в уста.

Ева

Адам! Адам! кто ветви клонит?
Кто клонит, слабую, меня?
В певучих волнах тело тонет,
Твои — касанья из огня!

Адам

Что жжет дыханье, Ева! Ева!
Едва могу взглянуть, вздохнуть…
Что это: плод, упавший с древа,
Иль то твоя живая грудь?

Ева

Адам! Адам! я — вся безвольна…
Где ты, где я?., все — сон иль явь?
Адам! Адам! мне больно, больно!
Пусти меня — оставь! оставь!

Адам

Так надо, надо, Ева! Ева!
Я — твой! Я — твой! Молчи! Молчи!
О, как сквозь ветви, справа, слева,
Потоком ринулись лучи!

Ева

Адам! Адам! мне стыдно света!
О, что ты сделал? Что со мной?
Ты позабыл слова запрета!
Уйди! уйди! дай быть одной!

Адам

Как плод сорвал я, Ева, Ева?
Как раздавить его я мог?
О, вот он, знак Святого Гнева, —
Текущий красный, красный сок.» В.Брюсов. Адам и Ева.

Читайте также  ЛЕДИ ЛЛАНГОЛЕН: БОСТОНСКИЙ МАРЬЯЖ

АДАМОВО ЯБЛОКО  (кадык; яблочко), вторичный половой признак мужчины; выпуклость на передней поверхности горла, образованная щитовидным хрящом гортани.

Адамово яблоко

«Кадык — адамово яблоко… очевидно, потому, что Адам в Эдемском саду со страху подавился, проглатывая украденное Евой яблоко. И до сих пор у всех мужчин это яблоко выпячивается из горла!» Д.Кобяков. Приключения слов.

COPYRIGHT © Александр Сосновский. «Словарь доктора Либидо»

См. в интернет-магазинах Amazon, Литрес,Ozon.ru, ТД «Москва» (moscowbooks.ru), Google Books (books.google.ru),Bookz.ru,Lib.aldebaran.ru,Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.

Использование и цитирование текста допускается только со ссылкой на первоисточник.

 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *