ИСТОРИЯ КАБАРЕ

Классическое кабаре /франц. сabaret/ — развлекательное заведение, сочетающее функции ресторана, эстрадного ревю и ночного клуба.

В общественном сознании кабаре прочно ассоциируется с пороком, злачным местом, посещаемым богемой, искателями приключений, богатыми туристами, женщинами легкого поведения и т.п. Само название, по всей вероятности, происходит от старофранц. camberette или от лат. camera(небольшая комната). Праобразом кабаре можно считать англ. таверны начала XIX в., в которых имелись т.н. комнаты музыки (musicroom). Другое подобие кабаре существовало в странах средиземноморского побережья и больше напоминало чисто питейное заведение, оборудованное барной стойкой. Первое артистическое кабаре открылось в 1881 в Париже на Монмартре. Первоначально называлось по имени владельца «Родольф Сали» («Rodolphe Salis»), но затем было переименовано в «Черный кот» («Le Chat Noir»).

Р. Сали. ок. 1880

 

Клик фото, please

На сцене выступали любимцы публики Альфонс Аллэ, Жан Ришпен, Аристид Брюан и др. В 1887 заведение вынуждено было закрыться из-за недостатка финансирования.

6 октября 1889 в квартале красных фонарей на бульваре Клиши открылось кабаре «Мулен Руж» («Moulin Rouge»).

Быстро приобрело популярность на волне всеобщего увлечения канканом. Среди звезд «Мулен Руж» выделялись Ла Гулю (La Goulue), Жанна Авриль (Jane Avril), певицы Иветт Гильбер (Yvette Guilbert), Мистингет (Mistinguett), клоунесса Ша-Ю-Као и др. «Мулен Руж» охотно посещали Оскар Уайльд, Пабло Пикассо, принц Уэльский и др. Многих исполнителей и гостей заведения запечатлел на своих полотнах Анри де Тулуз-Лотрек. В 1893 одна из танцовщиц кабаре полностью разделась на сцене, показав первый в мире стриптиз. В 1915 здание «Мулен Руж» сгорело, но было восстановлено в 1921.

После Второй мировой войны в «Мулен Руж» выступали знаменитые шансонье Эдит Пиаф, Шарль Азнавур и др. В настоящее время кабаре «Мулен Руж» является одной из главных достопримечательностей Парижа.

Читайте также  КОШМАРЫ НОТР-ДАМ-ДЕ-ПАРИ

Всемирно известное кабаре “Фоли-Бержер” (“Folies-Bergère”) возникло в сентябре 1872 на месте небольшого мюзик-холла “Фоли Тревиз” (“Folies Trévise”), который существовал с мая 1869.

“Фоли-Бержер” привлекало публику разнообразным репертуаром: певцы, балерины, жонглеры, клоуны, сенсации, типа бородатой семьи Бирман и др. В 1920-ые на сцене “Фоли-Бержер” выступали Жозефина Бейкер, Морис Шевалье, Луиза Белеш, ревю Зигфельд Фоли и др.

Э. Мане. Бар в „Фоли-Бержер“. 1881-1882.

К числу старейших парижских кабаре относится также «Лапен Ажиль» («Lapin Agile») — в 1910-ые любимое место встреч художников Мориса Утрилло, Андре Дерена, Жоржа Брака, Амедео Модильяни, поэтов Макса Жакоба, Гийома Аполлинера и др.

В 1946 на Елисейских полях открылось шикарное кабаре «Лидо» («Le Lido»), где в разные годы выступали Марлен Дитрих, Ноэл Коуард, Джонни Холидей, Ширли Мак Лейн, Элтон Джон, Сильвия Вартан, Далида и др.

Немецкие кабаре отличались острой злободневностью и социальной направленностью. Образец политической сатиры представляло кабаре Эрнста фон Вольцогена “Пестрый театр” (“Buntes Theater”). Тексты выступлений писали профессиональные литераторы (Курт Тухольски, Фридрих Холлендер, Вальтер Меринг, Эрих Кестнер, Клаус Манн и др.).

В период Веймарской республики в конце 1920-ых – начале 1930-ых берлинские кабаре превратились в пристанище трансвеститов, гомосексуалистов и лесбиянок. Самым известными заведениями такого типа являлись кабаре «Эльдорадо», «КаДеКо» („Kabarett der Komiker») и др.

Позднее английский писатель Кристофер Ишервуд отразил атмосферу сексуальной вседозволенности того времени в ряде своих произведений. После прихода к власти нацистов многие кабаре стали закрываться, а их участники были репрессированы или отправились в эмиграцию.

В Соединенных Штатах Америки первые кабаре появились в 1910-ые. В Нью-Йорке располагались в районах Гринвич Вилледжа и Гарлема. Национальное своеобразие состояло в широком использовании негритянских музыкальных традиций, прежде всего — джаза. Самой известной американской актрисой кабаре считается темнокожая певица Эрта Китт, снявшаяся также в нескольких кино- и телефильмах.

Читайте также  АНИТА БЕРБЕР. ТАНЦЫ ПОРОКА И УЖАСА.

На сценах кабаре «The Blue Angel» в Нью-Йорке, «Red Light» в Филадельфии выступали такие мировые знаменитости, как Френк Синатра, Барбара Стрейзанд и др. Серьезную конкуренцию кабаре в США составляют мюзиклы и рок-музыка. Среди посетителей и участников было немало лиц нетрадиционной половой ориентации: браз. перформер Жоао Франчиско дос Сантос (João Francisco dos Santos), более известный как Madame Satã; амер. драг-квин Вандер Клайд (Vander Clyde, 1898-1973), выступавший под сценическим псевдонимом Барбетт (Barbette) и др.

Ман Рей. Фотопортрет Барбетт. 1920-ые

В России жанр кабаре был особенно популярен в конце XIX — начале XX в.в. («Летучая мышь» Никиты Балиева; «Бродячая собака», «Привал комедиантов» Бориса Пронина и некоторые др.). Тема отдельного исследования.

Авторство: А.Сосновский. «Словарь доктора Либидо»

См. в интернет-магазинах Amazon, Литрес,Ozon.ru, ТД «Москва» (moscowbooks.ru), Google Books (books.google.ru),Bookz.ru,Lib.aldebaran.ru,Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.

Использование и цитирование текста допускается только со ссылкой на первоисточник.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *